Ведомости
28 августа 2006, 13:34
Нелетная погода
Причины катастрофы самолета Ту-154 под Донецком будут выяснять долго. Однако ясно, что нынешняя экономическая модель пассажирских перевозок в России не способствует повышению безопасности полетов
Авиаперевозки - затратный бизнес, но российские компании-лидеры умеют зарабатывать. Например, выручка ФГУП "Пулково" (осенью 2005 г. разделено на аэропорт "Пулково" и авиакомпанию, которая сейчас находится в процессе слияния с ГТК "Россия") в 2004 г. составила 12,3 млрд. руб., прибыль - около 536 млн. руб. Объемы перевозок растут: у "Пулково" - на 5% в прошлом году, а у других перевозчиков - еще быстрее.
На фоне этого роста странно выглядит статистика Росавиации. По состоянию на 1 января российские авиакомпании имели в собственности или арендовали 1352 российских магистральных пассажирских самолета. Из них исправны были 882. Из 116 зарубежных лайнеров летали 108. Из 349 грузовых - 196. Местная и специальная авиация могла похвастать лишь 460 исправными аппаратами из 1830. Всего были исправны лишь 46% летательных аппаратов. При этом в 2005 г., по данным Росавиации, общий объем перевозок пассажиров увеличился на 3,9%.
На чем растут перевозки, если даже министр транспорта публично заявляет, что "страна подошла к черте, когда кризис в авиапроме стал угрожать безопасности России"? Эксперты говорят, что эффективность технического контроля в России ничуть не ниже, чем на Западе. Однако авиатехника стремительно стареет, а для устаревающей техники нужен дополнительный контроль и уход. Либо постепенная замена парка. Но пошлина на импорт новых иностранных самолетов (20%) мешает обновлять авиапарк. Большинство зарубежных самолетов у наших компаний - подержанные. По данным Росавиации, в 2005 г. авиакомпании купили всего семь отечественных самолетов, в 2004 г. - тоже семь, в 2003 г. - 15. Перевозчиков не устраивает дороговизна эксплуатации отечественных лайнеров (западные аналоги более энергоэффективны), да и надежность порой вызывает вопросы.
Проблемой в отрасли стали контрафактные запчасти. Уже сказывается и в дальнейшем будет все острее кадровая проблема. В России осталось всего два высших летных училища - Ульяновское и Академия гражданской авиации в Петербурге. Из 261 самолета, использующегося для обучения курсантов летных училищ исправны только 22%, и это устаревшие модели 1960-1970-х гг. выпуска Из 45 тренажеров для летных экипажей полностью не выработали ресурс только 10.
Заявляя о тяжелых условиях бизнеса и трудностях инвестиций в технику, руководители авиакомпаний тем не менее наращивают объемы перевозок Приоритет прибыли перед безопасностью очевиден даже в случае госкомпаний, хотя этого не должно быть. Сейчас у авиаторов высокий сезон, каждый вылет на счету. В такой ситуации легко поверить в многочисленные слухи о штрафах, которые якобы платят летчики в случае перерасхода горючего, задержки вылета, вынужденной посадки и т. п. Кстати, затраты на горючее составляют около трети расходов авиакомпаний.
Системная проблема в отрасли может быть решена только комплексом мер. Новые правила игры должны включать в себя устранение регулирующих барьеров для закупки новой техники (отмена таможенных пошлин или, если хочется поддержать отечественный авиапром, субсидирование покупок наших самолетов), переоценку компенсации родственникам погибшего (нынешние 100 000 руб. в России кажутся насмешкой по сравнению, например, с американскими - от $4 млн. до $9 млн. в ценах 2000 г.), независимые страховые расследования (в последнее время причинами крушений все чаще называется человеческий фактор, что позволяет владельцу самолета получать значительную страховку), реформу управления в отрасли, в частности реформу системы контроля (печальная статистика Росавиации плохо сочетается с минимальным числом приостановленных или отобранных лицензий у эксплуатантов гражданской авиации)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции