Военно-промышленный курьер
20 сентября 2006, 08:07
Мировые рекорды Бе-200ЧС
Проходившая с 6 по 10 сентября Международная выставка гидроавиации "Геленджик-2006" стала уже шестой по счету и привлекла на этот раз еще большее внимание российских и зарубежных специалистов
Как заявил на церемонии открытия мероприятия заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности и заместитель председателя оргкомитета выставки Александр Рыбас, "и те, кто приехал сюда отдохнуть, и те, кто приехал на выставку поработать, обязательно получат удовольствие от новых встреч, от новых знаний, от новых деловых знакомств и от новых перспективных возможностей в области бизнеса, в сфере продвижения своей продукции и заключения новых контрактов". Александр Леонидович оказался прав, что называется, на все сто - удовлетворение от минувшего мероприятия получили все категории его участников, посетителей и гостей.
В общей сложности, по данным организаторов мероприятия, в работе выставки приняли участие 135 компаний и организаций. Помимо российских участников, на "Гидроавиасалон-2006" приехали представители различных компаний из Бельгии, Болгарии, Германии, Греции, Израиля, Индии, Нидерландов, Португалии, США, Франции, Украины, Швейцарии и Чехии. Общая площадь выставочных павильонов составила 4500 кв. м, причем в этом году уже присутствовали и новый павильон, и новые - капитальные кирпичные - шале. Генеральным спонсором выставки выступило ФГУП "Рособоронэкспорт", оказавшее как административную, так и адресную финансовую помощь организаторам и участникам гидроавиасалона.
В полете и на статической стоянке демонстрировались 20 летательных аппаратов различных типов, в том числе противолодочный самолет-амфибия А-42ПЭ, многоцелевой самолет-амфибия Бе-200ЧС, легкий самолет-амфибия Бе-103, малый экраноплан "Акваглайд" и др. Состоялись показательные выступления российских групп высшего пилотажа "Стрижи" и "Русские витязи". Кроме того, в павильоне и в полете были продемонстрированы летающие модели перспективных бериевских самолетов-амфибий Бе-101 и Бе-112, вызывавшие особенный восторг у юных посетителей авиашоу.
Не была забыта и научная составляющая выставки, которая даже могла свободно претендовать на отдельное важное мероприятие: с 7 по 9 сентября в отеле "Надежда" прошла VI Международная научная конференция по гидроавиации, в работе которой приняли участие более 130 представителей от 48 предприятий и организаций. Для участия в конференции прибыли делегации из Израиля, США, Украины и Чехии. Работа проводилась в шести секциях, на которых был заслушан 91 доклад. По результатам конференции ее участниками принят ряд решений, направленных на дальнейшее развитие отечественной и международной гидроавиации в целом.
Рекорд по рекордам
Нельзя не начать репортаж с выставки с того весьма приличного набора рекордов, которые были на ней установлены. Самолет-амфибия Бе-200ЧС в течение трех дней установил восемь мировых рекордов, отправляясь в зачетные полеты, словно на обычную рутинную работу. И хотя все полученные результаты пока что считаются "предварительными", а официальное их утверждение по уставу ФАИ состоится только через три месяца, такой букет рекордов даже подсознательно вызывает уважение у любого так или иначе причастного к авиации человека.
Чем же отличилась "двухсотка" на этот раз? 6 сентября на самолете Бе-200ЧС (RF-21512) в классе C-2i (гидросамолеты - взлет и посадка на воду) был установлен мировой рекорд по скорости полета по замкнутому маршруту протяженностью 500 км (без груза). Рекорд этот тем более важен и интересен, что его установил экипаж, в состав которого входил не только летчик-испытатель ТАНТК имени Г.М. Бериева Николай Кулешов, но и сам главком ВВС Владимир Михайлов, исполнявший обязанности второго пилота.
На следующий день, 7 сентября, на этой же машине были установлены сразу три мировых рекорда - максимальная скорость по замкнутому маршруту 1000 км без груза и с коммерческой нагрузкой 1000 кг и 2000 кг.
И, наконец, 9 сентября в двух полетах на этой же "двухсотке" были установлены следующие мировые рекорды в классе С-3 (самолеты-амфибии):
- максимальная скорость полета по замкнутому маршруту протяженностью 500 км без груза,
- максимальная скорость полета по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км без груза,
- максимальная скорость полета по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с коммерческой нагрузкой 1000 кг и 2000 кг.
Новинка от "Веги"
Предприятия и организации, которые входят в состав ОАО "Концерн "Вега", уже достаточно хорошо известны как в нашей стране, так и за рубежом. Среди них и такие, которые испытывают со стороны специалистов наиболее повышенный интерес. И это понятно, когда узнаешь поближе о разрабатываемой или производимой ими продукции.
Например, московский НИИ "Кулон", более известный благодаря таким образцам продукции военного назначения, как комплекс "Строй-П" с дистанционно-пилотируемым летательным аппаратом "Пчела" или цифровой радиолокатор третьего поколения "Ронсар", в последнее время начал активное продвижение на рынок так называемого базового комплекса разведки БКР-3. Этот комплекс предназначен в первую очередь для экспорта в страны, вооруженные силы которых имеют самолеты марки "Су" советского или российского производства. Благодаря особенностям своего построения (выполнен в виде подвесного контейнера) и входящей в его состав аппаратуры (общий ее вес составляет около 1440 кг), БКР-3 может оперативно и без особых подготовительных мероприятий устанавливаться на самолетах этого семейства, предоставляя возможность отказаться от приобретения и эксплуатации специализированных самолетов-разведчиков (кроме высотных). Данный комплекс имеет в своем составе аппаратуру наблюдения, работающую в различных диапазонах и на различных физических принципах:
- РЛС бокового обзора "Пика-Э",
- многоспектральная ИК камера "Радуга-Э",
- ТВ камера "Антракт-ТВ-Э",
- панорамные фотоаппараты для средних и больших высот АП-403-Э и АП-404-Э,
- кадровый аэрофотоаппарат перспективной съемки АК-108 ФМ-Э.
"Бериевский монстр"
В последнее время развитию авиации в нашей стране уделяется повышенное внимание. Даже сам президент Владимир Путин принял в этом посильное участие (по словам Виктора Кобзева, генерального директора ТАНТК имени Г. М. Бериева, именно благодаря его усилиям удалось "продвинуть" самолет Бе-200ЧС в Европу). Кстати, один из двух выставлявшихся Бе-200ЧС непосредственно перед выставкой как раз вернулся из Португалии, где он находился в опытной эксплуатации МВД этой страны - тушил многочисленные пожары.
Впрочем, Бе-200ЧС и больший по размерам противолодочный А-40 (теперь его принято называть А-42ПЭ) - это еще цветочки. "Ягодка" же была представлена на стенде таганрогской компании в виде модели сверхтяжелого транспортного гидросамолета Бе-2500, который предполагается оснастить шестью двигателями НК-116. Описывать это чудо конструкторской мысли бесполезно - цифры скажут сами за себя: длина - 115,5 м, размах крыла - 125,51 м, максимальный взлетный вес - 2500 т, максимальная полезная нагрузка - 1000 т, максимальная крейсерская скорость полета на высоте 10 км - 770 км/час, дальность полета - 16 тыс. км.
Словом, гигант он и есть гигант: российские специалисты еще раз доказали, что не оскудел отечественный научный потенциал, даже несмотря на то что многие успели либо перейти из государственного сектора в коммерцию, либо же и вовсе покинули пределы нашей пока все же необъятной Родины. Находящийся пока только на бумаге Бе-2500 по своему внешнему облику во многом напоминает большие экранопланы конструкции Алексеева, особенно легендарного "Каспийского монстра", до сих пор вызывающего состояние полного ступора у западных гениев конструкторской мысли и военных. Но "бериевский монстр" - это все же самолет-амфибия, способный не только парить над самой гладью моря, но и подниматься ввысь, как и подобает настоящему полноценному самолету. Именно с помощью таких самолетов-гигантов, по утверждению Виктора Кобзева, в недалеком будущем будут стремительно развиваться трансокеанские грузо-пассажирские маршруты гидроавиации в мире.
Впрочем, несмотря на данный проект и присутствие на выставке (на статической стоянке и в полете) менее гигантского противолодочного самолета А-42Э, их "меньшой" собрат Бе-200ЧС вновь пользовался повышенной популярностью: как у простой публики, с восторгом наблюдавшей за его пируэтами и особенно за показательными сбросами воды над акваторией геленджикской бухты, так и у специалистов и военных. Кульминационными моментами этого интереса со стороны аккредитованных на выставке журналистов стал ознакомительный полет на самолете-амфибии (это уже тема отдельного разговора), а со стороны военных - такой же ознакомительный полет на Бе-200ЧС высокопоставленной делегации ВВС и ВМС Индии. Причем индийский летчик даже сел за штурвал и сам пилотировал "двухсотку". Машиной он остался даже очень доволен, отметив легкость в управляемости и послушность даже при выполнении самых сложных маневров.
Появится и пассажирская амфибия
Подводя итог впечатлениям, полученным от "Гидроавиасалона-2006" (лишь малую толику из них удалось втиснуть в узкие рамки данного материала), можно сделать один весьма любопытный вывод. Без сомнения, у нас, в России, есть сильная составляющая военной гидроавиации, хотя количественный состав последней в российских Вооруженных Силах за последние годы и значительно сократился. Однако в этой области есть весьма хорошие, можно даже сказать уникальные, наработки, частично даже воплощенные в железо. Зато гражданской составляющей отечественной гидроавиации, как метко подметил и сам глава ТАНТК имени Г.М. Бериева Виктор Кобзев, у нас фактически нет. Поэтому пока в этой сфере все надежды разработчики и эксплуатанты могут, к сожалению, связывать лишь с развитием сети коммерческих маршрутов Бе-103 и доработкой пассажирского варианта Бе-200, рассчитанного на перевозку до 68 пассажиров. Появление последнего запланировано на 2008 г. К концу же этого года, по словам Виктора Кобзева, ожидается завершение сертификации Бе-200ЧС для выполнения пассажирских перевозок - пока только 44 человек....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114