Гудок
5 октября 2006, 16:45
Цену на керосин удалось заморозить
В аэропортах появятся альтернативные топливозаправочные комплексы. Государство намерено ликвидировать возможность ценовых сговоров на рынке заправки самолетов
Перевозчики смотрят на Запад
"Рост стоимости топлива - главная причина повышения цен на билеты, - считает пресс-секретарь авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал. - Расходы на ГСМ в общей структуре затрат нашей компании в 2005 году составили 34,13%, или 3,27 млрд руб. (на 61% больше, чем в 2004 году)". Господин Быхал напомнил при этом, что авиакомпания эксплуатирует иностранные воздушные суда с высоко эффективным расходом топлива.
В авиакомпании "Пулково", по словам ее директора Василия Налетенко, топливная составляющая себестоимости авиаперевозки свыше 50%. "Если бы мы полностью переложили все эти затраты на пассажиров, то мы бы уже не летали. Если подъем цен и дальше будет продолжаться, российский парк, эффективность которого гораздо хуже, чем у западного, просто остановится", - считает он.
Ранее и глава "Аэрофлота" Валерий Окулов также отметил: "В 2005 году рост цен на топливо составил 60%, и на отечественных машинах старого поколения обеспечить экономически окупаемые полеты практически невозможно. Расход топлива на Ту-154М, например, составляет 4,8 тонны в час, а у его иностранного аналога Airbus A320 - 2,2 тонны".
Именно поэтому "Аэрофлот" закупает в последнее время только самолеты иностранного производства, не надеясь, что нефтяники вдруг понизят свои расценки.
"Цена на топливо не должна расти, - считает эксперт из информационного центра "Кортес" Павел Строков, - по крайней мере нет никаких предпосылок для этого. Мировая котировка цены за последние две недели упала на $100. Очень вероятно, что мы, как страна, претендующая на вхождение в какой-то европейский рынок, в том числе и топливный, тоже пойдем за этой тенденцией".
Однако нефтяники пока никак не отреагировали на понижение котировок западного рынка.
"Цена на авиатопливо связана с ценой на нефть на российском рынке, - заверили "Гудок" на условиях анонимности в "Роснефти" и "Газпромнефти" (до мая 2006 года компания называлась "Сибнефть").
"Падение мировой цены на нефть не отражается мгновенно на стоимости нефтепродуктов, - пояснил позицию нефтяных компаний эксперт "Тройки Диалог" Владислав Метнев.
По его словам, это происходит из-за того, что рынок поделен между 5-7 крупными, полностью интегрированными компаниями, у которых выстроена вся цепочка от добычи до переработки. "Пока в России не будет эффективного, прозрачного рынка нефти, в котором подразумевается наличие нефтяной биржи, мало что может измениться", - уверен эксперт.
"Опыт последних лет показывает, что колебания цен на мировых рынках не приводят к снижению цен на авиатопливо в России", - соглашается Сергей Быхал.
"Даже если во всем мире упадут цены на нефть, то понижения цен на российское авиационное топливо не произойдет, - практически повторяет своего коллегу Василий Налетенко, - по крайней мере этого не было ни разу с момента распада Союза. Цена увеличивается независимо от конъюнктуры рынка".
Как отобрать монополию
Поскольку авиаперевозчики давно перестали надеяться на понижение цен, они самостоятельно ищут выход из положения. "Мы не можем ни в одном российском аэропорту хранить свое топливо, потому что топливозаправочные комплексы (ТЗК) одновременно являются и владельцами хранилищ, и заправщиками, - сетует Василий Налетенко из "Пулкова", - приходится покупать топливо по той цене, по которой предлагают сами аэропорты".
Выход, по словам господина Налетенко, придуман давно: нужно отделить поставщиков топлива от тех, кто занимается его хранением. При этом операторов должно быть несколько". По словам пресс-секретаря авиакомпании "Сибирь" Ильи Новохатского, было бы неплохо, если бы ТЗК предоставляли авиакомпаниям емкости для хранения собственного топлива.
"Если емкости принадлежат юридическому лицу, то заставить его сдать их в аренду очень сложно, - комментирует предложения авиакомпаний директор центра сертификации авиаГСМ Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИ ГА) Алексей Поплетеев. - Можно попытаться обратиться в гражданские суды с исками на ограничение прав. Но и там нужно будет серьезно доказывать, что ТЗК, построившее на свои деньги или на привлеченные средства склад ГСМ, ограничивает кого-то в правах, отказывая в заправке".
Эксперт компании "Кортес" Павел Строков предлагает "забрать у ТЗК функцию перепродажи топлива", оставив им только функцию хранения. "Даже если ТЗК поднимут стоимость хранения топлива, но не будут его монопольно перепродавать, мы все равно выиграем 10-15% за счет конкуренции", - убежден эксперт.
"Не нужно ни у кого ничего забирать, - считает генеральный директор Торгового дома "Топливное обеспечение аэропортов" (ТД ТОАП) Евгений Островский. - Нужно создать такие условия для ТЗК, чтобы их прибыль формировалась не за счет продаж авиатоплива, а за счет предоставляемых услуг по приему, хранению, подготовке, контролю качества, выдаче и заправке топлива в воздушное судно.
При этом доступ в ТЗК для розничной продажи авиатоплива "в крыло" должен обеспечиваться всем желающим операторам рынка".
По мнению Евгения Островского, таким образом "устранятся монополизм и условия, при которых ТЗК занимались почти исключительно перепродажей топлива в ущерб решению остальных проблем".
Концепция стабилизации цен
На рассмотрении в министерстве транспорта находится концепция создания альтернативных ТЗК в аэропортах, которую разработал ГосНИИ ГА.
Как рассказал "Гудку" глава Росавиации Александр Юрчик, "в концепции будут выработаны правила поведения на рынке топливообеспечения, что позволит исключить недобросовестную конкуренцию и стабилизировать цены".
"Плата за топливо составляет до 50% от цены авиабилета, - рассказывает Александр Юрчик. - Сейчас Минтрансом и Росавиацией принимается ряд мер по снижению этого бремени, наложенного на российских авиаперевозчиков и в конечном итоге - на пассажиров. Эти меры направлены как на обновление парка воздушных судов, более экономично расходующих топливо, так и на создание конкурентной среды среди поставщиков авиационного керосина".
"Хорошо, когда есть альтернативный ТЗК в аэропорту, - рассказала PR-менеджер авиационного альянса AiRUnion Ольга Быкова. - Но можно договариваться о скидках и с самим поставщиком топлива. Мы добились преференций за счет своих объемов в Красноярске, Москве, Самаре. Экономия оказалась значительной".
"В аэропортах, где есть альтернативные поставщики, тонна авиакеросина с закачкой "в крыло" стоит на 20-25% дешевле, например в Иркутске, - говорит Сергей Быхал из "Трансаэро"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот и Сбер выпустили совместную премиальную дебетовую карту
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 9 месяцев 2025 года
Ноябрь 24, 2025
Двигатель, открывающий новые горизонты
Декабрь 3, 2025
Виталий Нарышкин: "Когда грянул гром, мы сумели быстро перестроиться"