О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпаниям поможет биржа

Минтранс хочет помочь авиакомпаниям сократить издержки на топливо. Чиновники разрабатывают концепцию организации биржевой торговли авиакеросином на базе ЗАО "Биржа "Юмекс"

Минтранс хочет помочь авиакомпаниям сократить издержки на топливо. Чиновники разрабатывают концепцию организации биржевой торговли авиакеросином на базе ЗАО "Биржа "Юмекс". Сами авиакомпании пока осторожно оценивают перспективы этого проекта, однако одобряют желание чиновников добиться снижения цент на топливо.

Как рассказали РБК daily несколько участников авиационного рынка, Министерство транспорта сейчас разрабатывает концепцию организации биржевой торговли авиакеросином. В качестве одного из вариантов предполагается создать биржевую торговлю на базе ЗАО "Биржа "Юмекс". Генеральный директор "Юмекса" Всеволод Соколов одновременно является руководителем рабочей группы по стабилизации авиатопливного рынка России при Минтрансе.

Компания "Юмекс" была организована бывшими сотрудниками валютной биржи Санкт-Петербурга. Еще летом они предлагали концепцию организации биржевых торгов авиакеросином, но тогда эта идея была отвергнута всеми участниками рынка и лично главой Минтранса Игорем Левитиным. Согласно предлагаемой "Юмексом" концепции, к членству в секции приглашаются производители авиационного топлива, авиакомпании, аэропорты, топливозаправочные комплексы и крупные операторы по реализации авиатоплива. Сам Всеволод Соколов от комментариев по поводу своей инициативы отказывается.

"Минтранс рассматривает различные варианты по повышению конкуренции в секторе авиатопливных комплексов в гражданской авиации. Решение о конкретных площадках и участниках на данный момент не принято", - говорит начальник отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов. Участники рынка не считают, что организация биржевой торговли позволит решить все вопросы, связанные со стоимостью топлива. По мнению гендиректора торгового дома "Топливное обеспечение аэропортов" (ТОАП) Евгения Островского, такую биржу можно организовать на базе 16 НПЗ. Однако этому мешает несколько факторов. В частности то, что у каждого НПЗ существует один продавец. "Встает вопрос, как заставить участников рынка идти на биржу и как биржа повлияет на оптовые цены", - отмечает он. Кроме того, подчеркивает г-н Островский, сейчас нет конкуренции на рынке оптовых продаж "в крыло", она заканчивается на входе в ТЗК аэропорта, который самостоятельно устанавливает цены.

Авиакомпании больше всех заинтересованы в организации такой биржи, ведь топливо - главная статья расходов авиакомпаний. У "Аэрофлота", значительную долю авиапарка которого составляют более экономичные иномарки, топливная составляющая равняется 30,8%. У "КрасЭйр" и "Волги-Днепра" затраты на авиатопливо составляют 36 и 35% соответственно. Как отмечает коммерческий директор авиакомпании "Атлант-Союз" Вячеслав Илюшин, в структуре затрат самолета Ил-86 топливная составляющая порядка 63%.

Поэтому в авиакомпаниях уверены, что необходимо разрешить перевозчикам хранить и заправлять в аэропортах собственное топливо. При этом биржа нужна авиакомпаниям не для закупок ГСМ, а для страхования рисков изменения цены (хеджирования). На западном рынке реальной поставкой товара заканчивается порядка 1-2% заключенных сделок. Идею же топливной биржи можно приветствовать в том случае, если она позволит производителям и потребителям иметь реальный рыночный индикатор стоимости топлива, а не узаконить существующие монопольные цены. "Аэрофлоту" всегда интересен выбор поставщика топлива. Но как будет работать новая структура, станет понятно, когда она начнет работать", - отмечает руководитель пресс-службы компании Ирина Даненберг. Напомним, что "Аэрофлот" постоянно хеджирует свои топливные риски. В октябре он подписал документы о хеджировании 75 тыс. т авиатоплива до конца года.

Основные игроки на российском рынке авиатоплива по итогам 2005 года - ЛУКОЙЛ (24% объема поставок), ЮКОС (17%), ТНК-ВР (14%), "Сургутнефтегаз" (13%), "Сибнефть" (11%). Сейчас стоимость одной тонны топлива у производителей составляет около 16 тыс. руб. При этом авиакомпании закупают авиакеросин примерно по 20 тыс. руб. за тонну, что зачастую превышает стоимость топлива в зарубежных аэропортах, из-за чего рентабельность многих отечественных региональных авиакомпаний приближается к нулевой....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка