О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бесконечная тяжба

Спор "Аэрофлота" и лизинговой компании "Ильюшин финанс" может растянуться еще на годы. Суд решил, что "Аэрофлот" не вправе просить от ИФК банковской гарантии, чтобы начать оплату самолетов

Семилетний спор "Аэрофлота" и лизинговой компании "Ильюшин финанс" (ИФК) по контракту на шесть Ил-96 может растянуться еще на годы. Вчера суд решил, что "Аэрофлот" не вправе просить от ИФК банковской гарантии, чтобы начать оплату самолетов. Но перевозчик намерен пройти все инстанции, прежде чем опять пересмотреть условия финансирования лайнеров.

"Аэрофлот" в 2005 г. вместе с "дочками" перевез 8,1 млн. пассажиров. Выручка за 2005 г. по МСФО - $2,5 млрд., чистая прибыль - $189,8 млн. Государство владеет 51,2% акций "Аэрофлота", около 30% - у Национальной резервной корпорации (НРК). ИФК специализируется на лизинге самолетов Ил-96, Ту-204 и Ан-148. Выручка за 2005 г. по РСБУ - 2,6 млрд. руб., чистая прибыль - 41,3 млн. руб. Государству принадлежит 46% акций, НРК - 26,5%, Внешэкономбанку - 20%.

Соглашение на поставку шести Ил-96 "Аэрофлот" заключил с ИФК еще в 1999 г. Но контракт до сих пор не исполнен. После шести лет препирательств компании только в июне 2005 г. подписали договор об условиях финансирования заказа. К началу 2006 г. "Аэрофлот" по этому договору так и не начал оплату самолетов, каждый из которых должен был обойтись ему примерно в $54 млн. Весной "Аэрофлот" потребовал от ИФК банковской гарантии, чтобы начать платежи. ИФК отказалась, и летом обе компании подали друг на друга в суд. "Аэрофлот" требовал гарантии, ИФК - полного пересмотра условий финансирования, для чего лизинговая компания решила оспорить один из шести договоров займа, по которому "Аэрофлот" должен был заплатить ей $2,75 млн. аванса за первый Ил-96.

Вчера ИФК одержала первую победу в этом процессе. Арбитражный суд Москвы отклонил иск "Аэрофлота" и аннулировал договор, который оспаривала ИФК. "Суд признал требования "Аэрофлота" надуманными, так что, если он действительно хочет купить у нас самолеты, ему придется сесть за стол переговоров и договориться о новых условиях финансирования, которые за год уже устарели", - заявил "Ведомостям" начальник юридического управления ИФК Александр Плотников. Впрочем, "Аэрофлот" намерен оспаривать это решение во всех инстанциях, парирует правовой директор авиакомпании Борис Елисеев. А пока длится процесс, контракт так и не будет исполнен.

Четыре года назад "Аэрофлот" и ИФК уже судились по условиям оплаты тех же Ил-96. Еще в 1999 г. компании договорились, что "Аэрофлот" за 15 лет выплатит за каждый лайнер примерно $45 млн. Но затем почти три года они обсуждали компоновку самолетов и другие условия поставки, и ИФК в 2002 г. в итоге также решила, что прежнее соглашение успело устареть. Лизинговая компания посчитала, что самолеты подорожали примерно на треть, и стала добиваться пересмотра цены в суде. В первой инстанции ИФК выиграла, но в 2003 г. суд надзорной инстанции отменил предыдущие решения. ИФК решила не повторять весь процесс снова, подписав в итоге новый договор с "Аэрофлотом" только в 2005 г.

Новый процесс компаний может растянуться от полугода до полутора лет, отмечает партнер юрфирмы "Юст" Артур Рохлин. "А вся история с контрактом "Аэрофлота" похожа уже на театр абсурда и дискредитирует все стороны процесса, включая основного акционера обеих компаний - государство", - смеется гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

В 1998 г. "Аэрофлот" пообещал Минэкономразвития контракт на эти шесть Ил-96, получив от правительства право на беспошлинный ввоз 27 иностранных лайнеров. Министерство неоднократно напоминало об этом "Аэрофлоту", грозя взыскать с него почти $400 млн., сэкономленных от этой льготы, напоминает Рыбак. Однако пока эти угрозы так и не были выполнены....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка