Газета
4 декабря 2006, 11:34
Airbus бросился вдогонку
Совет директоров концерна EADS одобрил программу производства семейства самолетов A350XWB. Поставки начнутся в 2012 году. Общий объем инвестиций оценивается в 10 млрд. евро
"Airbus совершил стратегическую ошибку: они захотели сэкономить и начали развивать проект А350 как глубокую модернизацию существующего А330, - говорит замдиректора Центра анализа стратегий и технологий (АСТ) Константин Макиенко. - Это действительно было дешевле, но в результате они получили всего 150 заказов против 400, полученных главным конкурентом самолета - Boeing 787. Тогда Airbus понял, что надо рисовать совершенно новый самолет".
Вновь "нарисованное" семейство обрело более широкий, заново спроектированный фюзеляж, и было переименовано из А350 в A350XWB (extra wide body). Прибавилось и количество "детей" - вместо двух лайнеров оно будет состоять из трех: А350-800 (270 мест, дальность 15750 км), А350-900 (314 мест) и А350-1000 (350 мест, дальность 15400 км). В семейство A350XWB также войдет A350-900R, который будет обладать еще большей дальностью полета, и грузовой А350-900F.
Трехлайнеровая структура семейства совпадает с концепцией ее главного конкурента, семейства Boeing 787 Dreamliner. С одним существенным отличием. Два из трех "дримлайнеров", как и А350XWB, будут самолетами дальнемагистральными. Модель Boeing 787-8 будет перевозить 210-250 пассажиров на 14,8-15,7 тысячи км, а модель Boeing 787-9 - 250-290 пассажиров на 15,9-16,3 тысячи км. Третья же модель - Boeing 787-3 - будет перевозить 290-330 пассажиров на средние расстояния в 5,5-6,5 тысячи км. О востребованности подобного самолета аналитики говорят уже давно - с ростом низкобюджетных перевозок спрос на самолеты большой вместимости среди low-cost перевозчиков будет расти. Тут Boeing сыграл на опережение.
Впрочем, выход вперед еще не означает победы: четырехлетнее отставание А350 от Dreamliner дает европейцам, как ни парадоксально, одно важное преимущество - время. "Технологически А350 должен выйти более продвинутым, потому что у Airbus будет время посмотреть, как поведет себя Dreamliner, - поясняет Константин Макиенко. - А с ним могут возникнуть сложности: на 50% он будет состоять из композитных материалов, а как они себя поведут - неизвестно".
Широкое внедрение композитных материалов ущерба российским производителям титана и алюминия не нанесет. "Наиболее ответственные по жесткости элементы как делались из титана, так и будут делаться - композиты их не заменят в силу недостаточной прочности", - говорит Макиенко. То есть заказы на титан "ВСМПО-Ависма", на которую приходится более 60% всего титана, используемого в самолетах Boeing и Airbus, будут только расти. Что же касается российского алюминия, он в западных самолетах пока не используется - нет соответствующей сертификации. Зато на производство отдельных элементов конструкции наши авиастроительные предприятия рассчитывать вполне могут. "Мы можем претендовать на изготовление элементов крыла, оперения, вплоть до секций фюзеляжа", - считает Макиенко. И не просто претендовать, а требовать. "Мы должны поставить вопрос жестко и требовать от Airbus заказы минимум на 10-15% от проекта А350, - говорит эксперт. - Если год назад нам предлагали 5%, и это было обсуждаемо, то теперь ситуация изменилась - не им в нынешней ситуации кидать нам кости". Таким образом, Россия должна получить от Airbus заказов на 1-1,5 млрд. евро.
"Им все равно придется передавать третьим странам на аутсорсинг гораздо больший объем, чем заявленные $2,4 млрд., - продолжает Макиенко. - И у Boeing, и у Airbus одинаковая трудоемкость и производительность: около 100 млн. человеко-часов на 1 самолет. Но если в США это стоит, к примеру, $100 млн., то в Европе - 100 млн. евро, а значит, самолет выйдет на 20-30% дороже. Поэтому, чтобы остаться в одной ценовой категории, им нужно будет как можно больше производства вывести в долларовую зону".
В пользу идеи расширения участия российского авиапрома в программе А350 говорит и наметившийся дрейф России в сторону европейского концерна. Внешторгбанку принадлежат 5% акций концерна - EADS является держателем 10% пакета акций НПК "Иркут". К тому же недавний отказ Boeing продать "Аэрофлоту" 22 самолета Boeing 787 Dreamliner отодвинул нашу компанию в очереди на эти самолеты аж на 2014 год. Таким образом, для "Аэрофлота" более досягаемыми по времени становятся А350. Речь пойдет о 22 самолетах на сумму в $3,5 млрд....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции