О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Крылья Абрамовича

Авиационный альянс AiRUnion в ближайшие месяцы может стать полноценным холдингом. Правда, объединит он не самые успешные авиакомпании, так что вряд ли сможет потеснить конкурентов

Авиационный альянс AiRUnion в ближайшие месяцы может стать полноценным холдингом. Правда, объединит он не самые успешные авиакомпании, так что вряд ли сможет потеснить конкурентов.

Генеральный директор авиакомпании "КрасЭйр" Борис Абрамович с 2004 года лелеет мечту в пику "Аэрофлоту" создать собственный авиационный холдинг. За это время ему и связанным с ним структурам удалось консолидировать около 40% авиакомпании "Красэйр", 49% "Домодедовских авиалиний", около 50% авиакомпании "Самара", более 80% "Омскавиа" и 100% "Сибавиатранса", объединив перевозчиков в альянс AiRUnion. Абрамовичу удалось даже заручиться поддержкой Германа Грефа и главы Росавиации Александра Юрчика. За бизнесмена выступили также несколько чиновников Минтранса, посчитавших, что национальному перевозчику, каким является "Аэрофлот", необходимо создать конкурента.

Но против создания полноценного холдинга (с возможностью перехода на единую акцию) выступало Росимущество, опасаясь потери контроля над новой структурой. По оценкам Абрамовича, госдоля в холдинге должна составить около 45%, но аудиторская фирма "Пачоли", нанятая Росимуществом, оценила этот пакет в 50,04%. Узнав о результатах оценки, президент AiRUnion Александр Абрамович (брат Бориса Абрамовича) заявил, что государство - это не только Росимущество. Противостояние ведомства и авиакомпании накалялось, и сбить напряжение удалось лишь минувшей весной: глава Минтранса Игорь Левитин и Герман Греф обратились тогда к Владимиру Путину с просьбой разрешить акционерам альянса доплатить государству за контроль над холдингом.

Похоже, Абрамович нашел поддержку в Кремле: президентская администрация согласовала план создания холдинга, уже не претендуя на контрольный пакет акций. Можно подумать, что "КрасЭйр" одержал безоговорочную победу. Однако последние кадровые перестановки в авиационном руководстве говорят об обратном: место главы департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса потерял Карл Руппель, на протяжении многих лет входивший в совет директоров "Красэйр". В ближайшие дни может последовать отставка Александра Юрчика.

Их работа перестала устраивать Минтранс после череды авиакатастроф. Авиационные вопросы решают пять структур: Минтранс, Росавиация, Ространснадзор, Аэронавигационная служба и Межгосударственный авиационный комитет, которые зачастую не могут не только договориться между собой, но даже разграничить сферы ответственности и обязанности. В октябре Игорь Левитин обвинил Ространснадзор и Росавиацию в том, что они "позволяли себе не регулировать деятельность на рынке авиаперевозок с позиций государства, а пытались участвовать в недобросовестной конкуренции и переделе рынка". Теперь, по всей видимости, чиновники собираются консолидировать полномочия части авиационных ведомств и департаментов Минтранса в одной крупной структуре. Однако что это будет за ведомство, пока не решено.

Между тем уже принято решение передать в ведение Росавиации департамент госполитики в области гражданской авиации Минтранса. "Вероятно, чиновников воодушевил успех создания единой аэронавигационной службы, которую возглавил бывший глава Ространснадзора Александр Нерадько",- объясняет ведущий эксперт НИИ экономики авиационной промышленности Олег Пантелеев. По его словам, ведомству удалось получить широкие полномочия, которые перешли к нему от Минтранса и ВВС, а сама Аэронавигационная служба непосредственно подчиняется правительству.

Кто может возглавить Росавиацию? Наиболее сильной фигурой является заместитель главы этого ведомства Евгений Бачурин. Он перешел на госслужбу из бизнеса (до апреля 2006-го Бачурин занимал должность коммерческого директора "Аэрофлота") и хорошо знаком с проблемами авиаперевозчиков. Если это произойдет, AiRUnion уже не сможет получать никаких преференций. Ведь еще несколько месяцев назад "Аэрофлот" рассматривал возможность получить контроль над "КрасЭйр". Впрочем, каким бы ни было новое руководство авиационных властей, AiRUnion вряд ли сможет потеснить конкурентов. По итогам прошлого года из всех авиакомпаний альянса прибыль получил только "КрасЭйр"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Секрет фирмы». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка