О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МЭРТ пошел на снижение

Минэкономразвития согласилось снизить вдвое пошлины на иностранные самолеты, поставляемые в лизинг. Но без отмены НДС даже снижение пошлин не позволит авиакомпаниям обновить свой парк

Министр транспорта Игорь Левитин может праздновать локальную победу. Минэкономразвития согласилось снизить вдвое пошлины на иностранные самолеты, поставляемые по договору лизинга. Но без отмены НДС на ввозимые суда даже такое снижение импортных пошлин вряд ли позволит российским авиакомпаниям серьезно обновить свой парк.

Вчера на заседании межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле было принято решение предоставить льготу компаниям, покупающим иностранные самолеты (новые и подержанные) по договорам лизинга, заключенным на срок не более трех лет. Теперь для самолетов с числом посадочных мест не более 50 ставка пошлины составит 8% от таможенной стоимости. На лайнеры, вмещающие от 115 до 160 человек, она будет немногим выше - 10%. Сейчас действует пошлина на ввоз иностранных самолетов в размере 20%, а с учетом НДС таможенные платежи составляют около 42%.

Контракты на льготных условиях могут заключаться до 1 января 2011 года. Как пояснили "Бизнесу" в МЭРТ, "введение этой льготы поможет обновлению парка российских авиакомпаний и не допустит экспансии иностранных перевозчиков на российский рынок". При этом в министерстве отметили, что новые правила ввоза самолетов начнут действовать примерно через месяц, после утверждения решения комиссии правительством.

Напомним, что разговоры о необходимости отмены или хотя бы существенного снижения импортных пошлин на авиалайнеры идут уже не первый год. Министр транспорта Игорь Левитин неоднократно выступал с предложением отменить импортные пошлины и НДС при ввозе иностранных самолетов. Его аргументы выглядели следующим образом: кризис в авиапроме "стал угрожать национальной безопасности России" - ведь из 5 тыс. эксплуатируемых в России самолетов половина годится только на запчасти.

В 2010-2012 годах, когда из эксплуатации будут выведены самолеты Ту-154 и Ту-134, ситуация существенно ухудшится.

Льготы будут распространяться на самолеты, которые не имеют прямых российских аналогов. По какому принципу будут определяться аналоги, не уточняется. В распоряжении "Бизнеса" есть заключение Международного авиационного комитета (МАК) от 2000 года, в котором говорится, что для самолетов A319, A320, Boeing 737-200 и Boeing 737-700 (попадающих под льготы по количеству пассажиров) полноценных по технико-эксплуатационным характеристикам отечественных сертифицированных аналогов нет. С того момента ситуация в российском авиапроме существенно не изменилась.

Представители авиакомпаний отнеслись к предложению МЭРТ с сомнением. Даже в бизнес-авиации, где будет действовать самая низкая пошлина, положение перевозчиков едва ли улучшится. По мнению гендиректора JetTransfer Александра Евдокимова, авиакомпании, отказывающиеся платить 20%, не согласятся на 8%, тем более что разница в общей сумме будет не слишком велика. "Авиакомпании, которые регистрируют самолеты за рубежом, переведут их в Россию только после полной отмены пошлин",- считает Евдокимов.

Заместитель гендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков считает решение о снижении пошлин правильным, но недостаточным, поскольку остается НДС и платежи сохраняются достаточно высокие. "Это частичное решение, и решающего влияния на обновление парка авиакомпаний оно не окажет",- говорит Кошляков.

Пресс-секретарь S7 Airlines Илья Новохатский добавляет, что лизинг сроком на три года не очень выгоден авиакомпаниям. "Сейчас авиакомпании чаще берут самолеты на срок от пяти лет, это дешевле, чем трехлетние контракты",- говорит Новохатский. Руководитель аналитической службы "АвиаПорт" Олег Пантелеев добавляет, что трехлетний лизинг предлагают немногие лизинговые компании, и найти самолеты на таких условиях будет трудно.

В свою очередь аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков отмечает, что среднемагистральные самолеты, попадающие под предлагаемые льготы, сейчас наиболее востребованы на рынке, и некоторые компании все же смогут получить самолеты немного дешевле. "Можно надеяться, что после 2011 года, с присоединением России к ВТО пошлины будут отменены или снижены",- говорит аналитик.

Пока же, по мнению Олега Пантелеева, хоть намерения МЭРТ и правильные, заметной пользы они не принесут и лишь будут нервировать российскую авиационную промышленность. Как писал "Бизнес", ранее ОАК заявляла о необходимости повышения пошлин на зарубежную технику в целях защиты отечественного авиапрома....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка