Российская газета
11 апреля 2001, 15:25
Авиастроение: выживает хитрейший?
Чтобы оценить в полной мере этот проект, достаточно вспомнить историю возникновения "Рыбинских моторов". Рыбинский комплекс изначально создавался как вспомогательная площадка для производства уже освоенной Пермью продукции - в Рыбинске не было своего КБ, не было собственных разработок. В восьмидесятых годах туда с Пермского моторостроительного комплекса было переброшено производство старых авиадвигателей Д-30.
Сам же Пермский комплекс должен был высвободиться для разработки и производства авиадвигателя нового, четвертого поколения - того самого ПС-90А.
Двигатель ПС-90А прошел сертификацию качества по стандартам международной контролирующей организации ИКАО. Двигатель Д-30, морально устаревший и не отвечающий международным экологическим стандартам, сертификацию не прошел.
Между тем Д-30 - основная продукция "Рыбинских моторов". И совершенно очевидно, что руководству предприятия трудно мириться с ситуацией, когда спустя 3-5 лет их продукция не будет востребована никем. В таком случае законы бизнеса подвигают производителя к поиску новых видов продукции и рынков сбыта.
Выбор "РМ" пал на продукцию, производимую конкурентами рыбинцев - "Пермскими моторами". Зашла речь об альтернативном производстве двигателей ПС-90А на рыбинской площадке. Инициатором этого проекта считается генеральный конструктор "Рыбинских моторов", в прошлом генеральный конструктор "Пермских моторов" Кузьменко, уволенный с "ПМ" несколько лет назад.
Главный вопрос заключается в том, что именно "Рыбинские моторы" намереваются производить. В государственной собственности, на которую они могут рассчитывать, находятся разработки ПС-90А в той стадии, которая существовала в 1986 году. То есть - в стадии нелетающего полуфабриката, производство которого нельзя ставить на поток. Двигатель был поставлен на крыло лишь в 1993 году, и все, что позволило за семь лет сделать из "полуфабриката" полноценный продукт, находится в собственности пермских моторостроителей, с которой они не собираются расставаться.
Есть версия, что доводку двигателя "Рыбинские моторы" попытаются завершить самостоятельно. Но по мнению источника, возможностей для этого у рыбинцев недостаточно. Недавно созданное в Рыбинске КБ пока не имеет ни специалистов достаточной квалификации (их по сей день ищут через объявления в центральной прессе), ни своей школы, ни опыта работы.
Правда, в последнее время "Рыбинские моторы" начали серьезно сотрудничать с КБ "Люлька-Сатурн", так что опытно-конструкторская база для реализации проекта вроде бы имеется. "Вроде бы" - потому, что "Люлька-Сатурн" находится в Москве, а "Рыбинские моторы", как нетрудно догадаться, в Рыбинске....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться