Ведомости
30 января 2007, 12:57
Надежда ВПК
Договоренность с Индией о совместной разработке истребителя пятого поколения - крайне важный результат для России. Не добившись успеха на европейском направлении, российский ВПК смог найти нового партнера для ключевого проекта, способного обеспечить оборонку работой на годы
Боевой самолет пятого поколения - это как концепт-кар для автостроителей. Он должен сменить стоящие ныне на вооружении самых передовых армий истребители третьего-четвертого поколения. Предполагается, что G5 будет отличаться крайне малой вероятностью обнаружения инфракрасными приборами и радиолокаторами, возможностью длительного полета на сверхзвуковой скорости и сверхманевренностью за счет двигателей с управляемым вектором тяги, авионикой, которая дает пилоту полную картину в зоне полета и может подсказать, какие цели следует поразить в первую очередь.
Ближе всего к созданию истребителя пятого поколения подошли США. Они уже относят к пятому поколению тяжелый истребитель F-22, первые экземпляры которого на прошлой неделе поступили на вооружение ВВС США. Более легким и маневренным будет перспективная разработка F-35, в которую уже вложено больше $19 млрд. Европа тоже хочет свой G5. Пока что концерн EADS получил заказы на 620 аппаратов поколения G4+ Eurofighter (еще 72 намерена закупить Саудовская Аравия), французский Dassault aviation произведет для собственных ВВС 294 аналогичных самолета Rafale. Эти машины все же не дотягивают до G5.
В России право разработки машины пятого поколения отдано в 2002 г. корпорации "Сухой". Однако бюджетное финансирование проекта было мизерным. Россия попыталась договориться о совместном проекте с Европой. Но все закончилось покупкой ВТБ 5% акций EADS. После того как к власти в Германии пришла Ангела Меркель, разговоры о более широком участии России в EADS были свернуты.
У нас оказался вполне жизнеспособный запасной вариант: после долгих переговоров участвовать в проекте согласилась Индия. Наверное, индусов прельстили ожидаемая цена (российская разработка, по оценкам экспертов, будет дешевле иностранных аналогов) и выгодные условия покупки (Москва списала Дели долги). Тем не менее эта "продажа" очень выгодна России. Создание такого концепт-самолета требует огромных инвестиций, работы множества подрядчиков, инновационных решений. Для России реализация такого проекта означает возможность технологического прорыва в авиационной промышленности, машиностроении, создании композитных материалов, топлива и авионики. Их разработка и производство сохранит старые и создаст новые кафедры в институтах, конструкторские бюро, рабочие места на заводах. По расчетам экспертов, 1 руб., вложенный в конструирование и выпуск такой продукции, принесет 1,5-2 руб. инвестиций в смежные отрасли. В сущности, это единственная надежда авиастроения - иначе останется ремонтировать старую продукцию.
Кроме того, отсутствие новейшего истребителя грозит к 2020-2025 гг. потерей рынка. Его создание, по оценкам экспертов, принесет отечественному ВПК от стран, использующих российскую авиатехнику, заказы на 500-650 самолетов на сумму $25-35 млрд....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции