Комсомольская правда в Петербурге
19 февраля 2007, 15:39
Родственники погибших в Ту-154 под Донецком проведут свое расследование
В крушении самолета Ту-154 под Донецком виноват экипаж - заключила техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы
В крушении самолета Ту-154 под Донецком виноват экипаж - заключила техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы. И хотя ее председатель Леонид Каширский подчеркивает, что МАК ищет, из-за чего произошла трагедия, а не кто в ней виноват, строчки отчета четко указывают на ошибки людей: «Причиной катастрофы самолета Ту-154М RA-85185 авиакомпании «Пулково» явился вывод самолета при полете в штурвальном режиме на закритические углы атаки и режим сваливания с последующим переходом в плоский штопор и столкновением с землей с большой вертикальной скоростью».
Проще говоря, пилоты слишком высоко задрали нос самолета, он потерял скорость, накренился и, вращаясь, стал падать. Вывести машину из штопора летчики не смогли. Выходит, они были неопытными?
- Нет, это был компетентный экипаж, - считает зампредседателя МАК Алексей Морозов. - Опытный командир, у него общий налет составлял 6 тысяч часов, из них половина в качестве командира экипажа. Он сидел в левом кресле, в правом был пилот-стажер Андрей Ходневич. Его налет составлял 65 часов. И комиссия считает, что его подготовка была на недостаточном уровне.
Как объяснил Алексей Николаевич, именно второй пилот должен был следить за скоростью и вовремя сообщить командиру экипажа о выходе за нормативные значения. Но этого сделано не было. Второй пилот, который тоже находился в кабине, за спиной стажера, не помог ему и не взял на себя контроль за приборами. В докладе комиссии это выражено в сухих строчках: «Отсутствие контроля за скоростью полета и невыполнение указаний РЛЭ по недопущению попадания самолета в режим сваливания при неудовлетворительном взаимодействии в экипаже не позволили предотвратить переход ситуации в катастрофическую».
Летчики сильно паниковали
Расшифровка «черного ящика» показывает, что в последние минуты полета экипаж общался между собой буквально матом. Летчики были в панике, не зная, что делать. Помочь им не могли ни Руководство по летной эксплуатации, ни опыт. Нигде не описывалось, как действовать, если машина задрала нос и начала сваливаться.
- Для ТУ-154 у нас нет современного тренажера, а существующие не обладают возможностями для отработки всех ситуаций, которые могут возникнуть, - говорит Алексей Морозов, зампредседателя МАК.
А это означает, что даже самые опытные пилоты не умеют выводить самолет из подобных ЧС. И пусть ситуации, как с бортом RA-85185, происходят нечасто, но они бывают. В 2000 году похожая катастрофа случилась под Котласом. Но тогда никаких выводов не последовало. А ведь если бы летчиков еще шесть лет назад начали учить, то рейс Анапа - Санкт-Петербург 22 августа 2006 года мог и не разбиться.
Наконец стали принимать меры
Августовская катастрофа имела большой резонанс. Так что есть надежда, что выводы сделаны будут.
- Уже готовится государственная программа по безопасности полетов в России, - сказал министр транспорта России Игорь Левитин. - Мы ужесточаем порядок подготовки пилотов, увеличиваем количество часов летной подготовки курсантов с 66 до 150. Особенно вторых пилотов. Авиакомпании «Пулково» рекомендовано усилить летную подготовку экипажей.
Министр пообещал не допускать к эксплуатации вновь создаваемые самолеты до тех пор, пока не появятся специальные тренажеры для них и все летчики не пройдут на них обучение. А тренажеры для старых самолетов планируется модернизировать. Впрочем, жить ТУ-134 и ТУ-154 осталось ровно 5 лет. В течение этого времени их постепенно должны вывести из эксплуатации и заменить более современными моделями.
Неужели 170 человек обязательно должны были погибнуть, чтобы давно назревшие изменения начались?
Гроза ни при чем
У любой трагедии всегда несколько причин. Поэтому члены МАК так придирчиво выясняли, в каком техническом состоянии был самолет, правильно ли действовали диспетчеры и так далее. Выяснилось, что ни погода, ни машина не при чем.
- Вместе со специалистами Петербургского гидрометеорологического института мы провели анализ метеоусловий, - говорит Леонид Каширский, председатель техкомиссии по расследованию катастрофы. - На начало полета погода не создавала опасности, хотя была сложной. Грозовая деятельность непосредственного влияния на оборудование не оказала. Техническое состояние соответствовало всем нормативным документам. Техобслуживание проводилось в срок. «Черный ящик» показал, что никаких отказов не было. И устно от экипажа свидетельств о неполадках не поступало.
- Бортовой радиолокатор был исправен, - добавляет Алексей Морозов. - Экипаж его использовал.
А вот к действиям диспетчеров претензии есть. Управление инспекции по без-опасности полетов Ространснадзора считает, что из-за недоведения или несвоевременного доведения до экипажа информации о зоне турбулентности он не смог вовремя принять решение об обходе этих зон. МАК уверяет, что у пилотов была вся информация, об этом свидетельствуют их переговоры в кабине. При этом Алексей Морозов признает, что в ходе расследования выявлены недостатки в работе диспетчерских служб Анапы, Ростова и Харькова.
- Но они непосредственно с причиной авиакатастрофы не связаны, - тут же оговаривается он.
Украинская прокуратура завершила расследование обстоятельств трагедии и сделала вывод - диспетчеры не виноваты. Генпрокуратура России уже запросила материалы дела. Вскоре они, а также ценные вещи, найденные на месте катастрофы, будут переданы нашей стороне.
Компенсации
| Что получили родственники погибших | ||||
|---|---|---|---|---|
| От авиакомпании «Пулково» | Из резервного фонда правительства РФ | От правительства Санкт-Петербурга | От властей других регионов | Пожертвования |
| 500 тысяч рублей 100 тысяч рублей на каждого погибшего | 100 тысяч рублей на каждого погибшего* | 100 тысяч рублей на каждого погибшего жителя Санкт-Петербурга | Жители Краснодарского края получили по 500 тысяч рублей. Жители Новгородской области - по 250. Остальные - по 100 тысяч | 8 миллионов 319 тысяч 65 рублей |
| За 170 человек | За 170 человек | За 100 человек | Ленобласть - 23 погибших, Красноярский край - 22, Краснодарский край - 5, Республика Коми - 2 , Мурманская область - 5, Калининградская область - 1, Ямало-Ненецкий автономный округ - 5, Камчатская область - 2, Новгородская область - 2, 5 иностранцев | Будут переданы общественной организации «Прерванный полет» |
Семьям погибших помогали: в идентификации останков и их захоронении, в решении жилищных вопросов, трудоустройстве, оформлении пенсий по утере кормильца, предоставлении медицинской помощи.
Тем временем
В память о трагедии поставят обелиск
Министр транспорта и связи Украины Николай Рудьковский пообещал помочь организовать приезд родственников погибших в катастрофе самолета ТУ-154М под Донецком в годовщину трагедии - 22 августа 2007 года.
Планируется, что в этот день на месте крушения лайнера будет установлен обелиск. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заявила, что проект памятника-мемориала обязательно будет согласован с близкими пассажиров разбившегося рейса.
Кстати, на одном из последних сборов родственники погибших создали общественную организацию «Прерванный полет» - в память о так и не долетевшем домой рейсе Анапа -Санкт-Петербург. Его цель: оказывать помощь всем пострадавшим в авиакатастрофах, устраивать их в больницы и санатории, проводить юридические консультации, составлять иски и вместе добиваться справедливости.
Связаться с членами «Прерванного полета» можно по телефону (812) 335-68-08....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда в Петербурге». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114