Газета
20 февраля 2007, 11:50
"Авиагазовая ОПЕК"
Инвестиционный фонд Катара Qatar Investment Authority, под управлением которого находятся активы на сумму свыше $40 млрд., ведет переговоры о покупке до 10% акций европейской аэрокосмической корпорации EADS, владеющей концерном Airbus
Свое желание катарские инвесторы оценивают просто. Глава фонда шейх Хамад бен Джасем бен Джабер Аль Тани считает, что акции EADS сейчас особенно интересны после нескольких лет падения. Только за последний год корпорация потеряла в цене 19%, в то время как основной конкурент - Boeing - добился 25-процентного увеличения капитализации. Проблемы EADS связаны со срывом в поставке супергигантского А-380 заказчикам, а также с увеличением общей стоимости программы А380 с 12 млрд. до 19 млрд. евро. Поэтому EADS сегодня, как никогда, нуждается в инвестициях.
Официальный представитель корпорации Грегор фон Курсель не стал комментировать "Газете" факт переговоров. Однако он подчеркнул: "Мы приветствуем всех, кто проявляет интерес к покупке наших акций в свободном обращении". Сейчас доля свободно торгующихся акций составляет чуть менее 50%.
По мнению экспертов, покупать акции на свободном рынке Катару невыгодно. "На выкуп 10% потребуется много времени, и это задерет котировки акций вверх. Лучше заключить соглашение и приобрести 10% по фиксированной цене", - считает аналитик ИГ "КапиталЪ" Михаил Пак. Кроме того, как один из крупнейших заказчиков продукции Airbus, Катар всерьез рассчитывает и на участие в управлении корпорацией EADS (госкомпанией Qatar Airways размещен заказ на 4 самолета A380 и 60 A350). "Вполне очевидно, что инвесторы хотели бы контролировать компанию", - считает начальник аналитического отдела агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. Однако и этому желанию, скорее всего, не осуществиться. По мнению Пантелеева, "европейцы не заинтересованы в том, чтобы появлялись крупные по пакету акций инвесторы, да еще из такого региона".
Более того, европейцы заранее защитились от возможного поглощения. В уставе компании прописано, что в совете директоров EADS могут быть только представители двух основных блоков, которые сейчас владеют по 22,5% акций: французского (представлен правительством Франции и фирмой Lagardere) и немецкого (DaimlerChrysler).
Именно по этой причине российскому ВТБ в прошлом году пришлось ограничиться покупкой лишь 5% акций корпорации, а не выкупом блокпакета, как этого хотело правительство России в пору создания ОАК. "Это было очевидно неосуществимой мечтой", - говорит Олег Пантелеев.
Собрать необходимые средства оба мажоритарных акционера EADS пытаются, продолжая редуцировать свои пакеты в пользу европейских банков. Еще в апреле прошлого года оба блока контролировали по 30% акций, а теперь - по 22,5%. В планах немецкой DaimlerChrysler - продать еще 7,5% немецким банкам. Скорее всего, вскоре то же самое сделает и французский блок, чтобы сохранить паритет между основными партнерами.
Дополнительные средства EADS может получить и за счет продажи Объединенной авиастроительной корпорации своих акций "Иркута" (10%, в декабре 2005 года EADS купил их за $65 млн.). Представители корпорации уже говорили об этом.
Таким образом, России и Катару захватить контроль над EADS будет трудно, но ничего невозможного в евробизнесе нет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 18, 2025
Аэрофлот удостоен премии "Время инноваций 2025" за отечественный комплекс техобслуживания и ремонта воздушных судов ИС "КУПОЛ"
Декабрь 19, 2025
Fox: в США разбился бизнес-джет Cessna 550
Декабрь 18, 2025
Аэропорт Николаевска‑на‑Амуре за ночь обслужит около 700 пассажиров
Декабрь 18, 2025
Пекин впервые принял самолет из Благовещенска
