Студенческий город
26 февраля 2007, 16:44
Планер уходит в небо
В субботу утром бердский аэродром оживает. У ворот выстраиваются машины, с автобусной остановки спешат люди, с самолетов снимают чехлы, планеры выкатывают на летное поле. По выходным это место встречи тех, кого пленило небо
У нас не поломка, у нас неисправность!
Передвижная ремонтная мастерская уже давно не на колесах. За окном минус 17, а в маленьком вагончике тепло. Музыкальная радиоволна то и дело перебивается сообщениями руководителя полетов. Молодой парень заполняет журнал - это техник Егор.
Слева от будки разогревает двигатель Ан-2, пыхая пламенем из труб. Справа запускают желтую четырехместную "Вильгу". Первый самолет поднимет в небо смельчаков, решивших совершить прыжок с парашютом. Второй будет обеспечивать полеты планеристов. Но пока погода нелетная - плохая видимость. Да и у "Вильги" какие-то нелады с мотором.
- А что сломалось-то? - спрашиваю я.
- Сломаться могут только оглобли, а у нас обнаружена неисправность, - смеясь поправляет меня Сергей Николаевич, еще один техник, который как раз и готовит самолет к вылету.
Оказалось - нужно заменить свечи.
Как стать пилотом?
Пилота "Вильги" - подтянутого мужчину в костюме из коричневой кожи - зовут Валерий Комиссаров. По будням он топ-менеджер крупной корпорации, а по выходным - летчик.
- Летать хотелось с детства. Никто же в детстве не мечтает стать директором шоколадной фабрики или игрушечного магазина. Все хотят быть космонавтами или летчиками, - рассказывает Валерий Григорьевич. - Но мечта была всегда как бы на заднем плане. А четыре года назад (в 2002 году) на "Сибирской ярмарке" я увидел стенд с дельтапланами. Подошел, разговорился с людьми. Пообещали научить летать.
С тех пор Валерий Григорьевич уже освоил управление несколькими типами воздушных судов. Сначала был маленький двухместный сверхлегкий самолет, затем та самая четырехместная "Вильга" и, наконец, Як-52, который позволяет выполнять любые фигуры высшего пилотажа.
Все начинается, как правило, с ознакомительного полета с инструктором - это доступно любому желающему. Потом уже, если самому хочется стать покорителем неба, то первое, что требуется, - пройти медкомиссию. Для получения летного свидетельства нужно изучить множество теории и налетать 42 часа.
- Первый самостоятельный вылет - это очень волнительно, - вспоминает Валерий Комиссаров. - Но совсем не страшно. Ведь все основано на точном расчете и соблюдении незыблемых правил. При переходе на новый тип самолета изучаешь новые особенности, новый "характер" самолета.
Сегодня Валерий Григорьевич будет поднимать в небо планеры - безмоторные летательные аппараты. К самолету за фал крепят планер, а затем на заданной высоте планер отцепляется и уходит в свободный полет. Тем временем самолет забирает с аэродрома следующий планер. И все повторяется. Взлет и посадка каждые пять минут - кропотливая работа идет практически без остановки.
- Как-то пришлось сделать больше 60 вылетов за день, - рассказывает Валерий Комиссаров.
Пилот забирается в самолет, и я прошу его помахать рукой из кабины.
- Никаких маханий, - снова вмешивается техник Сергей Николаевич. - Это туфта получится. Люди знающие посмотрят и скажут: "Балбесы вы, ничего не понимаете!" Пусть показывает разрешение на старт.
Валерий Григорьевич сжимает левую руку в кулак, поднимая большой палец вверх - значит "добро". После указывает направление выруливания. То же самое делает и Сергей Николаевич. Значит, можно двигаться на летное поле.
Увидела и полетела
В белом небе раскрываются белые купола. Начинающие парашютисты смешно приземляются, падая лицом в снег. А у планеров, готовясь к взлету, пилоты ведут неспешную беседу.
- Девушки охотнее парней прыгают с парашютом и летают на планерах, - сетует седовласый Александр Скворцов, сегодня летящий на месте стажера. - Куда настоящие парни подевались?
Александр много лет был бортинженером, летал на бомбардировщиках. Небо не отпускает до сих пор, потому и пересел на планер. Его инструктор Дмитрий Тимашков, бывший пилот истребителя, говорит, что пока в аэроклубе все же больше мальчиков.
Вторым планером как раз управляет женский экипаж. На месте стажера - третьекурсница НГАУ Ирина Шугаева, ее инструктор - чемпионка мира по планерному спорту, мастер спорта РФ международного класса Марина Калаева.
Ирина попала в планерный спорт после прыжка с парашютом. Увидела планеры, захотелось попробовать.
- Пришла в аэроклуб, говорю: "Хочу на планере летать". Прошла обучение - отправили на аэродром.
Теперь Ирина проводит здесь каждые выходные: "Это уже как правило, если суббота или воскресенье, то меня нет в городе. А то уже и в пятницу".
Девушке предлагали даже стать пилотом вертолета или самолета, но она решила остаться летать на планере.
- Как-то на аэродроме я готовилась к прыжку с парашютом. Вижу: пролетает вертолет и пролетает планер. И я поняла, что вертолет - не для меня. Это что-то грубое, мужское.
Ирина хочет стать профессиональным спортсменом и этим летом планирует выступить на юниорском чемпионате. Правда, по маршруту (на соревнованиях спортсмены должны пролететь по определенному маршруту) еще ни разу не летала. На сегодняшний день самое большое достижение - часовое парение в воздухе.
- Полеты уже прочно вошли в мою жизнь, - говорит Ирина. - Как-то опаздывала на встречу с друзьями из нелетной тусовки, они мне звонят, спрашивают: "Ты где?" И я ляпнула: "Долет 3 минуты". Они ничего не поняли. Мы так говорим диспетчеру, когда возвращаемся на аэродром. Это означает, что через три минуты я появлюсь в зоне видимости.
К взлету готов!
Маленькая желтая "Вильга" делает очередную посадку. Пока фал цепляют к планеру, Валерий Комиссаров приглашает меня сесть в кабину. Я получаю наушники с микрофоном и могу слышать все переговоры. В небе нет имен, есть только номер позывного. У Валерия Григорьевича это 560, у Ирины - 90. Многие даже не знают, как зовут того или иного пилота, но легко узнают друг друга по этим номерам.
Из планера сообщают: "К взлету готов". Пилот запрашивает разрешение у диспетчера. Ответ положительный. Нашему самолету нужно всего несколько десятков метров, чтобы оторваться от земли. За несколько минут "Вильга" поднимается на 300 м над аэродромом.
- Как тебе, красиво? - спрашивает меня по внутренней связи Валерий.
- Еще бы! - только и отвечаю я, когда, наконец, удается разобраться с микрофоном (оказывается, чтобы было слышно, его нужно подносить к самому рту).
В перспективе весь Бердск, Бердский залив, кусочек Обского моря, залески и поля, покрытые снегом.
Комиссаров докладывает: "560-й на кругу, отцепка". Дают разрешение. И тут самолет кидает из стороны в сторону, а сердце уходит вниз. Пилот специально качает крыльями - это еще один сигнал для планериста. Происходит отцепка, и, запросив разрешение на посадку, мы идем на снижение. Сердце снова падает куда-то в живот. Кажется, угол глиссады (угол захода на взлетно-посадочную полосу) таков, что мы вспашем поле пропеллером. Но это только кажется. Самолет мягко касается земли. Остановка. И Валерий Григорьевич аккуратно фиксирует в журнале параметры полета - каждые взлет и посадка обязательно должны быть отмечены.
Столовая аэродрома - место встречи после нелегких полетных подвигов. За соседним столиком говорят, что несколько человек так и не решились выпрыгнуть из самолета. Просто небо - не их стихия.
В полет на метле
Довольно забавно проходит чемпионат мира по планерному спорту среди женщин в германском городке Кликс. В один из дней происходит настоящий шабаш ведьм. Все участницы перевоплощаются в ведьм и бабок-ежек: делают соответствующий макияж, приклеивают бутафорские скрюченные носы, подбирают одежду. Разжигается большой костер. Устраиваются испытания: прочитать молитву на незнакомом языке (например, сначала ее произносит японка, а затем немка должна все повторить) и испить огненной воды. В конце обряда посвящения в настоящие планеристы нужно проскакать на метле несколько кругов вокруг костра.
Планерный спорт
Один из видов авиационного спорта, включающий соревнования на планерах - безмоторных летательных аппаратах. В современную программу входят полеты: скоростные по треугольным маршрутам на 100, 200, 300 и 500 км; в цель с возвращением на старт; с посадкой в конечном пункте маршрута; на т. н. открытую дальность и на дальность с проходом одного или двух поворотных пунктов. Соревнования проводятся на планерах стандартного (размер крыла до 15 м) и открытого (конструкция без ограничений) классов. Первые международные соревнования по планерному спорту проведены в 1925 году....
Авторские права на данный материал принадлежат «Студенческий город». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
"Победа" открыла продажи на новые региональные рейсы: из Казани в Краснодар и из Ульяновска в Сочи
Декабрь 23, 2025
Пассажиропоток "Ижавиа" в 2025г снизится на 1,5%