Аргументы и факты
28 февраля 2007, 20:22
Авиаторы "болеют" небом
В Энгельсской дивизии дальней авиации служат не за какие-то награды и поощрения. По словам командира дивизии генерала А.Блаженко, по-настоящему "больные небом" люди готовы летать даже бесплатно
Энгельсские летчики парили над Атлантикой
- Александр Владимирович, чем уникальна тяжелая бомбардировочная дивизия?
- Тем, что она базируется в трех военных округах. В Приволжско-Уральском округе - это гарнизон Энгельс. Здесь расположены два стратегических авиационных полка, один из которых эксплуатирует сверхзвуковой ракетоносец Ту-160. На сегодняшний день это самый мощный ударный комплекс не только в нашей стране, но и во всем мире. Второй авиационный полк оснащен ракетоносцем Ту-95 МС. Каждому гарнизону сопутствуют части обеспечения: две части тыла и две части связи. Здесь служат порядка 1500 военных и порядка полутора тысяч гражданского персонала. В Московском военном округе в Калужской области расположен гарнизон Шайковка. Там базируется полк, оснащенный Ту-22М3. А в Новгородской области на территории Ленинградского военного округа находится гарнизон Сальцы.
- В прошлом году впервые за десять лет прошло масштабное летно-тактическое дивизионное учение. Что оно собой представляло?
- Это высшая форма летной подготовки. В этих учениях были задействованы свыше 90 самолетов. Четыре полка произвели бомбометания на полигонах, а также осуществили запуск трех крылатых ракет. Одновременно в воздухе находились до 50 самолетов Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3, Ил-78. Район учений - Северный полюс, Японское, Норвежское, Каспийское моря и Атлантика, где произошел контакт с партнерами по блоку НАТО, истребителями Норвегии и США. Также мы практиковались и в дозаправке самолетов в воздухе. Это верх летного мастерства, когда две двухсоттонные машины стыкуются на скорости 600-700 км/час через гибкую систему "шланг-конус".
- В истории современной России еще ни разу, кроме как в 2006 году, вы не получали новые самолеты. Как сейчас себя чувствует сошедший с завода Ту-160, названный в честь главного конструктора "Валентин Близнюк"?
- Его исследуют наши инженеры. Подробно говорить о "начинке" не буду, но подчеркну, что американские коллеги о таком пока только мечтают. Ждем не дождемся, когда сможем начать его осваивать и испытать в полете.
- Не боитесь, что со сменой министра обороны все те позитивные шаги и усилия, которых удалось добиться для авиаторов в последнее время, сойдут на нет?
- Будем надеяться, что курс, выбранный ранее Сергеем Ивановым, будет продолжен. Анатолий Сердюков в своем выступлении подчеркнул, что приоритеты останутся прежними - оснащение современными видами вооружения, средствами поражения, повышение социального статуса военнослужащего, увеличение его денежного довольствия.
- Вас не смущает, что новый министр - человек с гражданки?
- Это вопрос болезненный для всех военных. Главврачом больницы инженера-строителя же не назначают. Но время покажет, насколько ему близки наши проблемы и заботы. И тем более, что он работает не один, а в команде. Президент страны не может не осознавать свою ответственность за подобные решения, поэтому, думаю, что все это взвешенно и обоснованно.
"Прожорливые" самолеты - гордость страны
- Как обстоят дела с подготовкой молодых летных экипажей?
- Мы находимся на грани. Если три года назад хватались за голову и говорили, что скоро некому будет летать, то сейчас это время уже подошло. За штурвалами летчики в возрасте 45-48 лет. Но 2005-2006 годы все-таки стали успешными. В прошлом году были брошены все усилия на подготовку таких экипажей. В итоге их набралось семь по Энгельсу: четыре - на Ту-160, три - на Ту-95 и пять по двум другим гарнизонам на Ту-22М3. Они принимали участие в летно-тактических и командно-штабных учениях. Даже в советское время не удавалось за столь короткий период подготовить не просто дееспособный, а боевой экипаж. Впервые за штурвал стратегических самолетов сели ребята 26-27 лет. Для Ту-160 - это вообще уникальный случай, когда капитан стал командиром ракетоносца. Мы в свое время становились командирами кораблей в 24-25 лет.
- Но для того чтобы поддерживать этот уровень, нужно регулярно летать. Извечная топливная проблема не загубит все усилия на корню?
- Средний налет у летчика должен быть не 25 часов, а как минимум 60 часов. Сейчас на Ту-95 - значительно экономичном самолете - экипажи летают по 42-45 часов. На более затратных - в два раза меньше. Стоимость одного литра топлива - это примерно цена литра 92-го бензина. Поэтому полеты стали дорогим удовольствием. Хотя если систематичность полетов нарушена, навыков и уверенности нет, то о какой безопасности полетов может идти речь?
- Сколько "съедает" один самолет?
- Дальняя авиация в этом смысле "прожорлива". В среднем Ту-22 нужно 10 тонн топлива в час, Ту-160 - 15 тонн и Ту-95 - 8 тонн.
- Стоимость жилищного сертификата для военного не покрывает и 70% от реальной суммы, требуемой на покупку квартиры. Этот вопрос как-то решается?
- Скитаться по гарнизонам, сменить не один город и за службу Отечеству жить на съемных квартирах - это неправильно. Но кому еще в нашей стране предоставляется бесплатное жилье после окончания службы? И пусть 70% от нужной суммы, но они у военных есть. А врачи, учителя - они что, не заслужили? Они сделали для этой страны меньше? Государство расставляет сейчас приоритеты. Жизнь военнослужащего на общем фоне бюджетников не так уж и плоха. Денежное довольствие летного состава - порядка 20 тысяч рублей. Инженерные службы, к сожалению, получают меньше. Но у них также существует ряд льгот.
- Престиж военной службы после распада Советского Союза долгое время хромал. На военных махнуло рукой государство, а вслед за ним и общество. Сейчас ситуация изменилась?
- Да. На мировой арене вновь принялись "играть мускулами" - демонстрация своих достижений в сфере вооружения очень важна. Нам опять понадобилась сильная армия. Люди это почувствовали. Патриотизм постепенно проникает в сознание, пусть пока несколько "топорно". Уже сейчас, сидя перед телевизором, мы то и дело восклицаем: "С мнением России надо считаться!" Единственное летное училище, готовящее летчиков для дальней авиации, не испытывает нехватки в желающих там учиться. Хотя госзаказ и маловат - порядка 650 человек, но, тем не менее, это говорит и о престиже....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 22, 2025
"Аэрофлот" протестировал сервис "Мигом", обеспечивающий биометрическую идентификацию в аэропорту
Декабрь 22, 2025
В преддверии праздника в кемеровский аэропорт пришла новогодняя сказка