CNews
2 марта 2007, 15:29
Неожиданно выявившаяся уязвимость новейших американских истребителей F-22 Raptor сулит проблемы не столько Пентагону, сколько его вероятным оппонентам
Появление в ВВС США первых строевых частей, вооруженных истребителями пятого поколения F-22 Raptor, не свидетельствует о завершении длительной процедуры отладки различных систем самолета, и в первую очередь - его программного обеспечения
При попытке перегнать истребители "своим ходом" с Гавайских островов на базу ВВС Kadena на японском острове Окинава программный сбой "в навигационном обеспечении" вынудил пилотов развернуться и возвратиться туда, откуда вылетели. Теперь стала известна истинная природа "навигационной аномалии".
Как сообщает DefenseTech со ссылкой на Associated Press, истребители не сумели преодолеть так называемую "линию перемены дат" - условную линию, по разные стороны которой местное время одно и то же (с точностью до часового пояса), но календарные даты различаются на одни сутки. Линия перемены дат проходит по меридиану 180 градусов с отдельными отклонениями.
Перемена дат осуществляется (и вообще имеет смысл) лишь при использовании местного времени. При пересечении линии перемены дат необходимо либо прибавлять, либо вычитать одни сутки - в зависимости от того, в каком направлении осуществляется движение. По всей видимости, этот парадокс Земного шара, осознанный еще участниками экспедиции Магеллана, был позабыт разработчиками F-22 Raptor.
Последствия такой забывчивости оказались весьма ощутимыми. У истребителей в полете, отмечает Defense Tech, вышли из строя топливная и навигационная системы, а также - частично - связь.
Лишь одному пилоту удалось связаться с экспертами разработчика (компании Lockheed Martin). Несколько пилотов попытались перезагрузить ПО истребителя в полете.
"Победить" ошибку не удалось, однако сами истребители и их пилоты уцелели, что в подобной ситуации следует считать несомненной удачей. Возвращение на Гавайские острова потребовало дополнительной дозаправки в воздухе.
Впоследствии "навигационную аномалию" удалось исправить, и F-22 все-таки прибыли на авиабазу назначения. Тем не менее, можно сделать вывод - подобные огорчения вероятны и в будущем.
Из неприятной для Пентагона истории стоит сделать выводы. Современная боевая техника настолько сильно зависит от своей "интеллектуальной" начинки, что последняя сама по себе превращается в новый фактор уязвимости высокотехнологичных вооружений. Тем не менее, в мире технологий асимметрия неуместна. Победить технологию может лишь более "продвинутая" технология.
Создателям будущего "оппонента" F-22 Raptor с неизбежностью придется пройти через опыт, уже пройденный американскими конструкторами, у которых на создание истребителя ушло четверть века. Маловероятно, что достойную и более надежную альтернативу удастся создать существенно быстрее.
Удастся ли российским разработчикам сложных программных комплексов справиться со столь серьезным, как F-22, вызовом - покажет время, но пример ЕГАИС наводит на размышления....
Авторские права на данный материал принадлежат «CNews». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции