24.kg
2 марта 2007, 16:44
Гражданская авиация Кыргызстана находится в состоянии стагнации
На вопросы ИА "24.kg" отвечает пилот гражданской авиации, экс-директор летной службы Государственной авиакомпании "Кыргызстан" Э.Эсеналиев
- Обидно, что гражданская авиация в Кыргызстане находится в состоянии стагнации, - отмечает он. - Хотелось бы, чтобы правительство уделяло ей больше внимания. Ведь Кыргызстан имеет удобное месторасположение для транзитных рейсов - мы находимся в центре Евразии. Но, честно говоря, в последнее время я, как и другие пилоты, вижу, что отрасль приходит в упадок. Многим, возможно, просто придется покинуть Кыргызстан.
- Почему?
- Замучили проблемы в отечественной авиации. Я был директором летной службы в компании "Кыргызстан", бывшей "Алтын Эйр". Отдал ей много сил. Но, видимо, никому это не нужно. В частности, руководителям Департамента гражданской авиации при Министерстве транспорта и коммуникаций. Их больше интересуют частные перевозчики. На мой же взгляд, предпочтение следует отдавать государственным перевозчикам. Необходимо, чтобы департамент справедливо и бережно относился к кыргызстанским авиаработникам. У нас же все наоборот. Это и послужило причиной моего ухода из авиакомпании.
Меня очень беспокоит состояние кыргызской авиации. В 2006 году, например, все 27 авиакомпаний, зарегистрированных в стране, попали в черный список Еврокомиссии по авиации из-за несостоятельности Департамента гражданской авиации при Минтрансе. Иностранные эксперты заметили, что многие частные авиакомпании имеют в республике только небольшой офис и регистрацию. Причем, в СЭЗ. То есть практически не выплачивают налоги. А сами летают в Африке или на Ближнем Востоке.
- Чем же так заинтересовали частные компании Департамент авиации?
- Полагаю, материально. Я думаю, что даже руководители среднего звена департамента в этом "повязаны". Когда наши воздушные перевозчики попали в черный список, это был большой удар по имиджу всей авиации КР. В глазах мирового сообщества Кыргызстан выглядит непрезентабельно. Нам необходимо срочно привести нормативную базу в соответствие с международными стандартами. Требуется усилить контроль над частными перевозчиками и сломать старую систему. Сейчас средства, уходящие в чьи-то карманы, надо направлять на развитие государственной гражданской авиации. Погасить долги перед международными организациями.
Есть еще один важный момент. Указом президента и постановлением правительства более года назад госкомпании "Кыргызстан" передали право совершать регулярные полеты на договорных межправительственных линиях. Но департамент до сих пор не выполнил этих требований.
- Вас не смущает, что авиакомпании Кыргызстана используют в основном устаревшую авиатехнику? Не пора ли ее менять?
- Было бы хорошо обновить авиапарк. Но это зависит от финансового положения компаний и возможностей госбюджета. Да и почти все постсоветские страны продолжают использовать советскую авиатехнику. Она надежна, хотя уступает западной в экономичности и комфорте. Но дешевле в обслуживании, в сфере обучения летного и технического состава.
- Приходилось слышать такую версию: авиакатастрофы на постсоветском пространстве участились из-за того, что основная масса авиатехники исчерпала ресурс…
- То, что у нас летает, имеет необходимый ресурс. За этим следят инженерные службы компаний, тот же Департамент гражданской авиации.
- У нас работает ряд иностранных авиакомпаний, и они пользуются большей популярностью. А что мешает ее зарабатывать нашим перевозчикам?
- Проблема в том, что наш департамент предоставил самые выгодные условия не только частным, но и иностранным авиакомпаниям. Сейчас "Аэрофлот", например, делает в неделю семь рейсов на Москву. А летом - все десять. Конечно, они "забьют" наших перевозчиков. Ведь в ту же Москву мы делаем только четыре рейса. Россияне выигрывают у нас и по вместимости судов. У "Аэрофлота" "Аэробус" на 150-180 посадочных мест. А вместимость наших "Боингов" - 100-120 человек. Россияне каждый раз увозят на 50 пассажиров больше. То же самое можно сказать про компанию "Турецкие авиалинии", совершающую полеты в Стамбул семь раз в неделю.
- С чем связано сокращение рейсов внутри страны? Ведь сейчас, если не ошибаюсь, практически нет полетов в Нарын, Каракол и другие областные центры?
- Причина в дороговизне полета. На такси до Каракола можно доехать за 400-500 сомов. А самолетом выйдет 1,5-2 тысячи. Рейс Ош - Бишкек пользуется относительной популярностью среди состоятельных людей, не желающих тратить время на 12-часовую поездку по горной дороге. Внутренние рейсы оправданы для жителей отдаленных регионов.
- Не мешают ли нашему воздушному сообщению военные авиабазы?
- Кантская не мешает. Даже наоборот, помогает. Ведь она обеспечивает нам защиту в рамках ОДКБ. А американская... Есть помехи. Взять те же инциденты со сбросом топлива в воздухе или столкновение нашего пассажирского самолета с американским авиазаправщиком. До сих пор они не признают свою вину. Из-за них возникают задержки в аэропорту. А был случай, когда в 2002 году сломалось шасси у американского истребителя. Он остался на взлетной полосе. Нашему борту пришлось приземляться в Чимкенте и ждать, когда освободят место для посадки. Задержка и финансовые потери - $10 тысяч - до сих пор не восстановлены. Кроме того, насколько мне известно, американцы не оплачивают услуги аэронавигации.
- Ощущается ли в авиации Кыргызстана кадровый дефицит?
- Пока, к счастью, нет. Но через пару лет мы его почувствуем. У нас много летчиков предпенсионного возраста. В Кыргызстане есть авиационный колледж. Он готовит молодых пилотов небольшими партиями. Практику они проходят в республике. Претензий к ним нет, но специалисты уезжают на работу за рубеж. И если не обратить внимания на финансовую поддержку пилотов, получится как в Казахстане. Эту страну покинуло много летчиков, и теперь в РК ощущается их острая нехватка. Приглашают пилотов из Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана.
- А сколько, если не секрет, у нас получает летчик?
- От $500 до $1000. У них - $3-4 тысячи. Разница существенная......
Авторские права на данный материал принадлежат «24.kg». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции