Российская газета
9 марта 2007, 15:58
Из Москвы в Сочи за 500 рублей
В России появились первые авиакомпании-дискаунтеры, летать которыми в два-три раза дешевле, чем на самолетах того же "Аэрофлота". Чтобы проверить, так ли все дешево и честно, пришлось слетать туда-обратно
Билеты печатали дома на принтере
О том, что из Москвы в Сочи можно слетать за 500 рублей, я узнала на форуме в Интернете. Зашла на сайт авиакомпании - условия описаны вполне вразумительно. Низкую цену билетов объяснили просто: не сезон, кормить на борту не будут, билетов на руки не дадут. Неужели из этого и складывается экономия и никаких сюрпризов не будет?
Сочи так Сочи, рискнем. Система оплаты довольно непривычная для нашего менталитета: полет предлагалось оплатить веб-деньгами, почтовым переводом или кредиткой в офисе авиакомпании. Сразу предупредили: "Почтой деньги могут прийти с задержкой, а вам необходимо в течение двух суток подтвердить платеж, позвонив сюда". На вопрос, что делать, если не успею, ответили: денег не вернут. А откроют счет, с которого позже можно будет оплатить полет другим рейсом.
Энтузиазма стало еще меньше, когда оператор одной из служб денежных переводов заявил, что ни о какой такой авиакомпании не знает. Через полчаса напряженных переговоров он все же решился принять у меня деньги. Следующие несколько дней прошли в ожидании: авиакомпания должна была прислать уведомление о платеже.
Во "Внуково" я приехала без билета, с распечатанным на домашнем принтере подтверждением оплаты. За каждой колонной в аэропорту надеялась встретить человека, который радостно заорет: "Поздравляю, вас снимали скрытой камерой!" Человека не было, а я благополучно попала на борт Boeing 737.
Студенты, сноубордисты и семьи с детьми
Оказалось, рискнуть решили многие - почти все места были заняты, человек сто точно. Приятный женский голос поприветствовал нас и бодро сообщил, что вместе с пилотами летит еще и инструктор - так, на всякий случай. Затем заинтриговал: "А теперь вы увидите то, ради чего люди летают самолетом". Оказалось, это демонстрация спасательных жилетов и кислородных масок. Народ в салоне заулыбался и немного расслабился.
Летели кто ни попадя: от сноубордистов, которые катаются на Красной Поляне, до семей с детьми. Была еще парочка таких же любопытных, кому не верилось, что билет на самолет может стоить столько же, сколько поход в кино с попкорном и колой. В основном же молодежь, те, кто новости узнает из cети и кому не кажутся экзотикой веб-деньги.
Кормили на борту за деньги. Меню составлено тоже с юморком, но цены не очень смешные: 100 рублей за сэндвич, 30 - за кофе. Но долетели нормально.
В день обратного вылета, точнее ранним утром, позвонили из авиакомпании: обратный рейс перенесен на четыре часа. Когда я приехала в аэропорт, выяснилось, что самолет отложили еще на два часа. Поскольку я не платила за обслуживание в случае задержки (горячее питание, гостиница, такси), то коротала время самостоятельно. Но в конце концов все завершилось благополучно - мы вернулись в Москву.
В России первая авиакомпания-дискаунтер начала перевозки в январе. Летают из Москвы в Сочи, Мурманск, Ростов-на-Дону. Поначалу цены на билеты были от 500 рублей, сейчас в Сочи возят за 900-2700 рублей, в Ростов-на-Дону - за 1500-1700 рублей, в Мурманск - за 2400 рублей.
Известен случай, когда житель Москвы купил авиабилет в Рим за 1 евро. (Плюс 12 евро - аэропортовый сбор.) Правда, лететь пришлось из Финляндии. За билет Москва - Хельсинки он заплатил 3200 руб. и затратил на дорогу 13 часов. Еще через два часа он был в Риме. Есть аналогичные маршруты, начинающиеся в Латвии, Литве и Польше.
Стюардесса: чаевые на высоте 10 процентов
По правилам на самолетах компании можно везти не больше 15 кг багажа.
Пилотам авиакомпании предлагали самостоятельно оплатить учебу в США, из-за чего произошел приличный отсев кандидатов.
Зарплата стюардессы в авиакомпании - 27 тыс. рублей. Плюс от продаж на борту они получают 10% чаевых.
Сегодня самолеты компании-дискаунтера летают в Сочи, Ростов-на-Дону и Мурманск. В планах на 2006 год - открытие рейсов еще в 16 городов России, среди которых Екатеринбург, Анапа, Волгоград, Калининград.
Трудности перелета
Билет лучше заказать за пару месяцев
Хотя в России многие не знают даже, что они будут делать завтра
Первое, что нужно решить железно, это дату пути туда-обратно. Потому что менять сроки вылетов нельзя. Максимум, что можно сделать, - отказаться от рейса совсем, при этом ваши деньги не сгорают, а переносятся на персональный счет. Но потом полет будет стоить дороже.
Билеты лучше заказывать за несколько месяцев - так дешевле. Но для многих в России проблематично определиться даже с тем, что они будут делать завтра.
Способов оплаты полета несколько: веб-деньги, кредитные карты, почтовые переводы. Чем "виртуальнее" ваши деньги, тем быстрее придет в авиакомпанию уведомление об оплате. А скорость важна: билеты надо выкупать за несколько суток.
Вещей лучше брать по минимуму. В некоторых европейских компаниях разрешена только ручная кладь, некоторые требуют огромную доплату за каждый килограмм багажа.
Не пытайтесь сэкономить дважды: лучше сразу заплатить за услуги в случае отмены или задержки рейса. Дискаунтеры в среднем совершают вдвое больше рейсов, но при меньшем парке самолетов, потому любой сбой в расписании - и все полеты смещаются. Чтобы получить горячее питание (если задержка не больше 8 часов), гостиницы и таксиста (больше 8 часов), надо заплатить страховой сбор (от 250 рублей).
А как у них
Самолетом дешевле, чем поездом
В Европе сегодня есть около 60 дискаунтеров, которые заставляют беспокоиться другие авиакомпании за свое будущее. Первые появились еще в 70-х в США, но популярны стали после 11 сентября 2001 года. Тогда из-за боязни терактов люди стали предпочитать наземный и водный транспорт, мировая авиаиндустрия понесла убытки в десятки миллиардов долларов. И тут появились дискаунтеры, предлагавшие перелеты, которые были дешевле билетов на поезд.
В США к концу 2006 года малобюджетные компании контролировали треть рынка авиаперевозок. Сегодня британская EasyJet отправляет своих клиентов в полсотни точек мира за 15-20 долларов. Ирландская Ryanair ежегодно раздает 1,5 млн. билетов бесплатно в ходе пиар-акций и розыгрышей. Кстати, обе входят в список 50 самых надежных авиаперевозчиков мира.
На сезонных распродажах можно приобрести авиабилет за несколько долларов, крупные дискаунтеры перевозят до двух миллионов пассажиров в неделю. Открытость европейских границ позволила авиакомпаниям в несколько раз увеличить число рейсов и снизить цены. Люди платят только за перелет: нет обедов на борту, все салоны одного класса, вес багажа строго ограничен, отсутствует система бронирования билетов. Да и самих билетов, как правило, нет - полеты оформляются прямо на сайтах компаний, оплата также через Интернет.
Кроме того, компании экономят на авиапарке, который состоит из самолетов одного типа - так дешевле техобслуживание. Полеты производятся из второстепенных аэропортов в дешевые ночные и утренние слоты.
По данным международной корпорации SITA, перевозчики всего мира экономят ежегодно до 1,2 млрд. долларов на комиссиях агентам, которые выплачиваются за каждый реализованный билет. А Международная ассоциация авиаперевозчиков (IАТА) требует, чтобы с 1 января 2008 года все авиакомпании полностью перешли на электронные авиабилеты....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции