Газета
19 марта 2007, 11:31
Отлучение от кормушки
ООН исключила из списка подрядчиков страховую компанию "Авикос" и приостановила отношения с авиатранспортной компанией "Волга-Днепр". Компании подозреваются в подкупе ооновских функционеров с целью получения контрактов
Главными российскими фигурантами дела "взятки в обмен на контракты" являются Александр Яковлев и Владимир Кузнецов. Первый был сотрудником закупочной службы ООН, второй - главой консультативного комитета по административным и бюджетным вопросам Генеральной Ассамблеи. По сути, оба решали, кому передать тот или иной контракт ООН и на каких основаниях. В 2005 году независимая комиссия во главе с бывшим председателем Федеральной резервной системы США Полом Волкером провела расследование злоупотреблений в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие", крупнейшего в истории финансового проекта ООН (ее бюджет, по разным источникам, составил $64 млрд). Комиссия обнаружила свидетельства того, что Яковлев брал взятки от компаний, которые позже получали ооновские контракты, и перевел $1,3 млн. на банковский счет компании, зарегистрированной в офшорной зоне в Антигуа и Барбуде на Карибах. В том же году в федеральном окружном суде в Нью-Йорке Яковлев признал себя виновным в вымогании взяток и отмывании денег, был арестован, но выпущен под залог. Александр Яковлев дал показания против Владимира Кузнецова. Обоим грозит тюремное заключение сроком до 20 лет.
Российские компании о своих связях с ООН говорят не без гордости. "С 1992 года "Волга-Днепр" постоянно участвует в миротворческих и гуманитарных миссиях ООН, - говорится на официальном сайте компании. - С 1994 года авиакомпания имеет статус официального перевозчика ООН, а с 1995-го включена в реестр поставщиков ООН". В частности, в последние годы компания участвовала в операциях в Конго (2001), Уганде (2003), Либерии (2003) и Сьерра-Леоне (2004). Оценить ущерб, который могут понести российские компании в результате ооновской отставки, довольно трудно: и "Авикос", и "Волга-Днепр" от комментариев решительно отказываются.
По информации американского телеканала Fox News, в 2004 году "Волга-Днепр" заработала на ооновских контрактах $30 млн., а в 2005-м - $18,6 млн. Таким образом, речь может идти о довольно существенной доле в 10-20% от выручки компании ($196 млн. в 2004 году и $270 млн. в 2005-м, по данным системы СПАРК). При этом компания показала чистый убыток в размере $2,5 млн. в 2004 году и $4,4 млн. в 2005-м.
Что касается комиссионных отчислений Александру Яковлеву, то, по данным канала, "российский ооновец" получил "как минимум $700 тысяч за "консультации" по 10-12 контрактам". Как утверждает канал со ссылкой на показания Яковлева, "после встречи с президентом компании "Волга-Днепр" Алексеем Исайкиным он согласился выступить консультантом "Волга-Днепр" по 30-40 контрактам, из которых фирма получила 10-12".
Компания "Авикос" была единственным представителем российского страхового сообщества, зарегистрированным как официальный поставщик ООН. В послужном списке группы - участие в страховой защите международных проектов "Мир - Шаттл", "Морской старт" и других широкомасштабных программ в области космонавтики. С 1993 года "Авикос" занималась страхованием российских авиакомпаний, работающих по контрактам с ООН.
Очевидно, что дело Яковлева и Кузнецова во многом является политическим и представляет собой попытку американцев отвлечь на них основное внимание, чтобы увести в тень другого фигуранта скандала вокруг программы "Нефть в обмен на продовольствие". Речь идет о Койо Аннане, сыне Кофи Аннана, который состоял на службе в швейцарской компании Cotecna Inspection Services SA, получившей в 1998 году от ООН многомиллионный подряд на контроль за исполнением программы "Нефть в обмен на продовольствие". Главными коррупционерами в этой истории оказались крупные американские транснациональные корпорации, например Halliburton, среди исполнительных директоров которой одно время числился вице-президент США Дик Чейни.
Как бы там ни было, если информация канала Fox News верна, то в портфеле российских компаний ооновские контракты были вовсе не мелочью. Тем обиднее будет их упустить. Удар будет тем более ощутим, что компания "Волга-Днепр" полна творческих планов: совсем недавно ею подписан контракт на $1,4 млрд. с корпорацией Boeing на покупку 10 новых грузовых лайнеров Boeing 747-8F. Видимо, ооновские грузы на борт этих самолетов не попадут....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции