О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Катастрофа в Самаре может дорого стоить компании "Ютэйр"

Ространснадзор практически сразу после катастрофы Ту-134 в Самаре опубликовал документ, в котором подписывается своеобразный приговор компании "ЮТэйр"

Произошедшая в минувшую субботу, 17 марта, в самарском аэропорту "Курумоч" авиакатастрофа самолета Ту-134, принадлежавшего Западно-Сибирской авиакомпании "ЮТэйр", стала самым громким инцидентом на воздушном транспорте с начала 2007 года. Эксперты гадают, какие организационные выводы будут сделаны из этой аварии в отношении оскандалившейся авиакомпании.

Напомним, что в субботу, 17 марта, в 9:44 в аэропорту Самары "Курумоч" совершил жесткую посадку самолет Ту-134, выполнявший рейс по маршруту Сургут - Самара - Белгород. На борту находились 57 человек: 50 пассажиров, 4 члена экипажа и 3 бортпроводника. Посадка осуществлялась в сложных метеоусловиях. По предварительной информации, экипаж начал преждевременное снижение, в результате чего лайнер приземлился за 200 метров до взлетно-посадочной полосы. При движении по грунту стойки шасси надломились, а самолет перевернулся. В результате аварии 6 человек погибло, более 20 получили ранения различной степени тяжести.

Представители Генпрокуратуры РФ почти сразу заявили, что основной версией является ошибка экипажа. Другая - "техническая неисправность самолета". Со своей стороны Ространснадзор практически сразу опубликовал документ, в котором подписывается своеобразный приговор компании "ЮТэйр".

В опубликованном приказе, в частности, говорится: "За период с 1 января 2006 по 16 марта 2007 в авиакомпании "ЮТэйр" произошло 22 инцидента, связанных с недостатками в деятельности летного состава авиакомпании. Из них 21 произошел при выполнении полетов на самолетах 1-3 класса (Ту-154, Ту-134, Як-40, Ан-24). Случаи грубых посадок и выкатываний в авиакомпании "ЮТэйр" стали носить систематический характер: в течение 2006-2007 годов произошло 7 грубых посадок и 7 выкатываний за пределы ВПП, что является наихудшим показателем среди других российских авиакомпаний. Повторяемость подобных авиационных происшествий и инцидентов в авиакомпании "ЮТэйр" указывает не только на крайне неудовлетворительную организацию летной работы в авиакомпании и неспособность командно-летного состава правильно оценивать профессиональную подготовку подчиненного летного состава, но и на неприятие руководством Приобского УГАН своевременных мер по введению ограничений в деятельность авиакомпании. Катастрофа самолета Ту-134А RA-65021 также указывает на неготовность авиакомпаний к выполнению полетов в переходный период, сопровождающихся сложными метеоусловиями".

Таким образом, Ространснадзор значительную часть вины за все возрастающее количество инцидентов возлагает на неудовлетворительную подготовку и квалификацию пилотов.

Эксперты считают, что сложные погодные условия никак не снимают вины за катастрофу как с менеджмента Ютэйр, так и с экипажа, который оказался не готов к действию во внештатной ситуации.

Кстати по другой версии, причиной трагедии могла стать неисправная курсо-глиссадная система, по которой экипаж ориентируется при заходе на посадку. Об этом сообщил бортмеханик разбившегося лайнера Александр Муратов.

По словам другого работника авиакомпании пожелавшего остаться неизвестным, у "ЮТэйра" очень старый парк самолетов. Он утверждает, что перевозчик использует старые лайнеры, которые не рискуют использовать в других странах: "год назад компания купила два пассажирских лайнера, списанных в Германии. В результате борта отправили на ремонт к финнам. Кстати, руководство планирует купить еще 40 таких же самолетов".

Аналитики компании "Финам" считают, что катастрофы с человеческими жертвами всегда крайне негативно отражаются на динамике котировок акций авиакомпании. В первую очередь это обусловлено опасением снижения спроса на услуги данной авиакомпании. В случае ЮТэйр, вышеупомянутый эффект может быть усугублен эксплуатацией аналогичной модели самолетов на большинстве внутренних рейсов, обеспечивающих порядка 50% доходов авиакомпании.

Днем 19 марта акции югорской авиакомпании "ЮТэйр", обращающиеся на ММВБ, снизились в цене на 3,7% по сравнению с ценой закрытия 16 марта. С учетом того, что в пятницу последняя сделка была проведена по цене 12 рублей за акцию, потери составили порядка 44 копеек с одной ценной бумаги.

Стоит также напомнить, что 5 марта Еврокомиссия подтвердила, что девяти российским авиакомпаниям запрещены полеты в страны Евросоюза. В "черный список" вносятся компании, чьи самолеты не удовлетворяют принятым международным нормам безопасности. В числе этих авиакомпаний находится и "ЮТэйр".

Кстати, анонимный источник в "ЮТэйр", заявил, что руководство авиакомпании ждет от властей ограничений деятельности, например запрета полетов в Европу. Сейчас перевозчик продлевает свидетельство эксплуатанта, напоминает президент профсоюза летного состава России Мирослав Байчук. В зависимости от причины катастрофы компании могут не продлить свидетельство, продлить только на год или с ограничениями.

В заключение напомним, что недавно генеральный директор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов сообщил, что рассматривает возможность создания холдинга, в который были бы включены все аэропорты авиакомпании. Сейчас "ЮТэйр" располагает пятью собственными аэропортами: Ноябрьск, Березово, Игрим, Мыс-Каменный и Тазовский, в которых осуществляет аэропортовую деятельность. Авиакомпания владеет 45,5 % акций аэропорта Кондинск, 26 % - аэропорта Сургут. Недавно стало известно, что UTair приобрела у алмазодобывающей компании "Алроса" 51 % акций аэропорта Усть-Кут в Иркутской области. Также авиакомпания рассчитывает разместить трехлетние кредитные ноты на $100 млн. весной этого года.

Также в этом году ожидается, что на торги будет выставлено 100 % акций аэропортов Салехарда, Урая, Надыма, авиакомпании "Урайавиа". Возможно, UTair будет претендовать и на эти объекты. Однако если раньше власти были достаточно лояльны в отношении компании, то теперь неспособность менеджмента обеспечить безопасность перевозок может лишить Мартиросова поддержки со стороны регионального руководства....
Авторские права на данный материал принадлежат «Деловая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка