Труд-7
29 марта 2007, 16:11
Тоска Жана
Нужны ли России полярные летчики?
Досье
18 лет назад он ушел на заслуженный отдых. За плечами 13 экспедиций в Арктику и 13 - в Антарктиду. 17 000 часов налета - чуть не два года в воздухе. Холодное безмолвие наградило его букетом болезней, а государство, с приходом перестройки, посадило на голодный паек. Денег хватало на хлеб, соль, крупу, редко - на масло и сахар.
Только факты
- Почему вы так решили?
- Туда таких людей подбирают, которые могут серьезную вещь превратить в комедию. Факты? Мы, то есть те, кто работал в Антарктиде, долго добивались, чтобы нам дали полярную надбавку к пенсии. Ее не начисляли по смешной причине: шестой континент не является территорией России. Потом положение исправили. И вот я прихожу в собес сделать перерасчет. Молоденькая инспекторша спрашивает: "А где эта ваша Антарктида?" Я возьми и ляпни чистую географическую правду: "На самом юге, дорогая". Надула губки: "Куда правительство смотрит: люди рядом с Сочи работали, а им северные надбавки". Как тут не рассмеешься.
Впервые Евгений Кравченко почувствовал, что шестой континент не прощает малейшей оплошности после посадки на станции "Комсомольская". Он был тогда вторым пилотом Ил-14. Чтобы сократить время загрузки, выскочил из кабины в рубашке. За ним - Юра Серегин, штурман. Ящики на борт побросали мигом, а когда взлетели, оба зашлись кашлем. Кравченко прикрыл рот носовым платком, а когда отнял его, увидел капельки крови. У штурмана то же самое. Командир Михаил Костырев - опытнейший летчик, прошедший войну, - зло выругался: "О других не думаете".
- В Арктике, где я проработал десяток лет, такого не случалось. А тут... разреженный воздух (высота около 3000 метров) и мороз за 50. Бронхи и прихватило. "Выехал" на молодости и горячем чае. Поблагодарил командира, что не отправил в госпиталь. И понял его замечание: если я заболею, кто сделает мою работу? Юра тоже выкарабкался. А потом... он разбился. Я друзей много потерял, - тихо произносит мой собеседник. Чтобы отвлечь его от грустных воспоминаний, спрашиваю:
- Почему - Жан?
- Когда я бороду отпустил, стал первым пилотом и надел берет. Кто-то и скажи: ну чем не кэптэн Жан?! Капитан еще ладно, но Жан-то я подмосковный.
- А были запретные шутки?
- Нельзя зубоскалить по поводу семьи, женщин. Юмор, конечно, грубоватый - производственный. Как-то я, укутанный в спальный мешок, лежал на крыле самолета часа два: держал заправочный пистолет в горловине топливного бака, а ребята внизу вручную качали бензин. Задубел, как деревяшка. Наконец слышу, Серегин кричит кому-то: "Бери ломик, полезем Кравченко от крыла отдалбливать". Однажды лег отдохнуть. Будят, вручают телеграмму. Срочную. Московские начальники просят моего согласия на представление меня к званию лауреата Государственной премии СССР. Знаешь, говорю посыльному, я страшно спать хочу, смеяться над шуткой не буду. Отошли ты свою телеграмму какой-нибудь балерине - ей этот титул подойдет. Самое "смешное": премию я получил. 8 тыщ.
- "8 тыщ". Как шел к ним Евгений Кравченко?
- Моя последняя, 34-я экспедиция была, наверное, самой трудной. Падало зрение, побаливали рука и нога. Как-то после тяжелого полета уже в кают-компании закружилась голова. Виду не показал, но... очнулся под капельницей. Диагноз: "Полное физическое и нервное истощение".
В таком вот "разобранном" виде и ушел на пенсию. В 89 году полярных летчиков еще ценили. Кравченко назначили пенсию - 180 рублей. Тогда это были хорошие деньги.
Я успел купить хибарку в Рязанской области, чтобы спокойно встретить старость. Но павловская денежная реформа распорядилась иначе. 15 000 рублей, которые лежали на сберкнижке, хватило на два блока сигарет "Ява". Пенсию пересчитали и дали 250 рэ. А на моей шее нахлебников... Жена с двумя дочками, сыновья, внуки.
Чтобы прокормить семейство, полярный летчик взялся за лопату. Взрастил сад, завел теплицы... Но Антарктида начала мстить.
- Она ведь ничего не прощает. Даже безоглядной любви, с которой я работал там, да и не распрощался до сих пор. Короче, пошли болячки. А тут еще жена с дочками уехали в Израиль, сыновья по углам разбежались. Пришлось бросить хлебопашество...
Живет прославленный летчик в небольшой квартирке на 8-м этаже, в Мытищах. Лифт отключают редко. Карта Антарктиды висит на стене. Альбом с фотографиями. Обстановка бедная, но с едой нормально - хватает. Одежда?
- Голым не хожу. У меня костюм в 75 году куплен. Выглядит, будто вчера из магазина. Редко приходилось носить. В куртках, комбинезонах да свитерах ходил. Сейчас костюм на мне будто литой сидит. Забавно! Когда меня принимали в военное училище (конкурс - 25 человек на место!), хирург сделал заключение: склонен к ожирению. Я до сих пор "жирею"... Никак не могу больше 52 кг набрать.
Летчик долго рассказывает о прошлом и настоящем. И то и другое у него выходит почти что безоблачным. Удивительно: сколько же нужно энергии, сил, задора, чтобы, отдав здоровье тяжелой работе, став после этого практически нищим, остаться оптимистом и романтиком?!
- Евгений Дмитриевич, неужели вас ничего не огорчает, не печалит?
- На моих глазах происходил расцвет "русской Антарктиды". Мне даже довелось работать с Андреем Капицей... Про наш Ил-14 молчу: это был лучший в мире полярный самолет. При Горбачеве все начало рушиться. И первым "рухнул" Ил-14. Его сняли с производства. А без "ласточки" освоение Антарктиды стало невозможным. Ну и отсутствие денег... После расцвета видеть закат - печально это?!
- А что радует сегодня?
- ФСБ. Как? Месяц назад два вертолета авиации нашей госбезопасности побывали в Антарктиде. Экспедицию организовал полярник А. Чилингаров. Туда прилетал даже шеф службы Николай Патрушев. Так начался международный полярный год, провести который в 2007 - 2008 годах предложила Россия. Это говорит о том, что мы возвращаемся на шестой континент. Пора!
Еще меня радуют друзья-полярники. Честно сказать, я в своих Мытищах закис. А тут приходит Володя Кошелев - полярник от Бога - и предлагает поехать сюда, на курорт. Хорошо тут. Грязи, воды, воздух... Вчера положили на какую-то кровать, она кровь разгоняет. Врач говорит: вы скоро костыль выбросите, а потенция так подскочит, что... Вот жду! - в глазах летчика задорная мальчишеская искорка.
Только факты
5 января 1956 г. на землю королевы Мэри суда "Обь" и "Лена" доставили первую советскую антарктическую экспедицию из 70 исследователей. Ее возглавлял Михаил Сомов. 13 февраля открыта научная станция "Мирный", затем - "Пионерская" и "Оазис". Наши ученые вели научные наблюдения в шести пунктах: на АМЦ Молодежная (земля Эндерби), в обсерватории Мирный (земля королевы Мэри), на станциях Восток (район Южного геомагнитного полюса), Новолазаревская (земля королевы Мод), Беллинсгаузен (остров Кинг-Джордж) и Ленинградская (земля Виктории). Всего в советское время на континенте побывало 35 экспедиций. Сейчас в Антарктиде находится 52 РАЭ. Россияне работают на 5 круглогодичных РАЭ (Мирный, Восток, Прогресс, Новолазаревская, Беллинсгаузен) и 3 сезонных (Молодежная, Дружная-4 и Союз). Зимовочный состав - 110 человек, сезонный - 120....
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд-7». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
"Шереметьево" с января повысит сборы с авиакомпаний РФ на 10%, с иностранных - на 3%
Декабрь 23, 2025
ФАС контролирует стоимость авиабилетов в период новогодних праздников