Boeing
29 марта 2007, 18:34
Компания Boeing проводит подготовку к наземным и летным испытаниям экспериментального самолета на топливных элементах
Исследовательский центр компании Boeing планирует провести летные испытания одноместного одномоторного винтового самолета, оборудованного легкими аккумуляторами и использующего в качестве источника энергии топливные элементы
Недавно европейский научно-исследовательский центр компании Boeing (Boeing Research and Technology - Europe (BR&TE) завершил работы по системной интеграции в рамках проекта создания экспериментального самолета на топливных элементах, реализация которого была начата в 2003 г. В настоящее время сотрудники центра проводят испытания систем для того, чтобы перейти к этапу наземных и летных испытаний этой инновационной модели.
Франциско Эскарти (Francisco Escarti), исполнительный директор BR&TE, сказал: "Принимая во внимание высокую эффективность и экологичность разрабатываемых технологий, связанных с топливными элементами, компания Boeing стремится в числе первых создать такие технологии и применить их в аэрокосмической отрасли. Важным шагом в этом направлении стала реализация проекта создания экспериментального самолета на топливных элементах".
Топливный элемент - электрохимическое устройство, позволяющее получать электроэнергию и тепло из водорода без сгорания топлива. При работе топливных элементов не образуется вредных выбросов, а уровень шума от его работы меньше, чем у современных двигателей, работающих на топливе, произведенном из углеводородного сырья. Использование топливных элементов дает возможность сократить потребление топлива и уменьшить вредное воздействие на окружающую среду.
На экспериментальном самолете компании Boeing установлена гибридная система в составе топливного элемента на основе PEM-мембраны и ионно-литиевой батареи. Электроэнергия подается к двигателю, подсоединенному к стандартному пропеллеру. Топливный элемент обеспечивает подачу электроэнергии к двигателю в течение всего полета на крейсерской высоте. Во время взлета и посадки самолета, когда потребность в электроэнергии возрастает, подача осуществляется от легких литиево-ионных батарей.
Летные испытания, которые пройдут в Испании, впервые продемонстрируют возможность пилотируемого летательного аппарата осуществлять полет в крейсерском режиме, используя топливные элементы в качестве единственного источника питания.
Ф. Эскарти отметил: "Несмотря на то, что специалисты компании Boeing не планируют в будущем применять топливные элементы в качестве основного источника питания двигателей гражданских лайнеров, экспериментальные модели, подобные нашей, помогут перейти к использованию этой технологии при создании небольших пилотируемых, а также беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, данный эксперимент позволяет нам получить практический опыт в рамках широкомасштабных исследований, связанных с топливными элементами, которые проводятся нашим центром".
Инженеры-исследователи компании Boeing видят широкие возможности использования других систем топливных элементов и систем на основе PEM- мембран. Примером таких систем служат твердооксидные топливные элементы, которые могут применяться в качестве вспомогательных источников энергии, например, во вспомогательных силовых установках самолетов. Эта технология будет доработана до уровня, позволяющего применять ее на практике в гражданской авиации, в течение 10-15 лет.
Научно-исследовательский центр BR&TE входит в состав Phantom Works, научно-исследовательского подразделения компании Boeing, основной задачей которого является разработка инновационных технологий и решений, которые смогут найти свое применение в авиации будущего. Работы в рамках проекта самолета на топливных элементах проводились в тесном сотрудничестве со специалистами из отделения "Boeing - Гражданские самолеты" и испанскими инженерами и учеными. Кроме того, партнерами проекта выступили компании из Австрии, Германии, Франции, Великобритании и США, которые оказывали содействие в проектировании и сборке экспериментального самолета.
Так, например, топливные элементы на основе PEM-мембраны для экспериментального самолета были спроектированы и произведены компанией Intelligent Energy из Великобритании.
Сам экспериментальный самолет был создан на основе мотопланера Dimona производства австрийской компании Diamond Aircraft Industries, которая также внесла необходимые изменения в его конструкцию. Размах крыла экспериментального самолета составляет 16,3 м. После установки на нем топливных элементов он будет иметь возможность поддерживать крейсерскую скорость на уровне 100 км/час.
Компания Aerlyper, штаб-квартира которой находится в Мадриде, специализирующаяся на производстве систем авионики, внесла изменения в конструкцию планера, а также установила и подключила все элементы бортового оборудования. Французская компания SAFT спроектировала и установила запасные аккумуляторы и резервную батарею. Испанская компания Air Liquide осуществила проектирование и монтаж топливной системы и системы заправки. Факультет электронного машиностроения Политехнического университета Мадрида оказывал содействие при проектировании системы управления электропитанием и распределительной системы. Стендовые испытания экспериментального самолета после его сборки проходили на оборудовании Политехнического университета Мадрида (INSIA). Испанская компания SENASA предоставила летчика-испытателя, а также аэродром для проведения летных испытаний.
Помимо вышеперечисленных компаний в проекте создания экспериментального самолета на топливных элементах приняли участие UQM Technologies Inc. (США), MT Propeller (Германия), Tecnicas Aeronauticas de Madrid (Испания), Ingenieria de Instrumentacion y Control (Испания), GORE (Германия), Indra (Испания) и Inventia (Испания)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Boeing». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 22, 2025
"Аэрофлот" протестировал сервис "Мигом", обеспечивающий биометрическую идентификацию в аэропорту
Декабрь 22, 2025
В преддверии праздника в кемеровский аэропорт пришла новогодняя сказка