Коммерсантъ
30 марта 2007, 13:58
"Шереметьево" и "Внуково" ищут управляющих
Собственники российских аэропортов в ближайшее время могут начать перенимать западный опыт управления своими активами. Речь идет о привлечении специализированных аэропортовых управляющих компаний
Летом прошлого года дочерняя компания "Аэрофлота" - ОАО "Терминал" объявило конкурс по выбору управляющей компании для третьего терминала в аэропорту "Шереметьево". Победитель должен помочь запустить терминал в эксплуатацию в конце 2007 года, взять на себя внедрение трансферных технологий и заняться неавиационным бизнесом "Шереметьево-3" с планируемым объемом перевозок 9 млн. пассажиров. Конкурс носит закрытый характер, перечень его участников не разглашается. По сведениям Ъ, речь идет о нескольких десятках компаний из числа мировых специализированных операторов, в частности о французском Aeroports de Paris (ADP), британском BAA, германских Fraport и Hochtief, итальянском Aeroporti di Roma. Если инициатива "Терминала" будет реализована (первоначально итоги конкурса планировалось подвести еще в конце 2006 года), впервые в истории отечественной авиаиндустрии для аэропорта будет выбрана специализированная УК.
Соглашение об управлении подписывается на несколько лет, размер вознаграждения не разглашается. По словам источника Ъ, речь идет о фиксированной сумме, которая будет варьироваться в зависимости от достигнутых финансовых показателей работы терминала. Их ни в "Аэрофлоте", ни в ОАО "Терминал" не раскрывают. Первый заместитель гендиректора ОАО "Аэропорт Внуково" Виталий Ванцев оценивает годовой оборот "Шереметьево-3", исходя из пассажиропотока, в $450 млн. "Как правило, вознаграждение оператора составляет 2% от выручки и 5% от чистой прибыли, однако конкретные цифры зависят от многих факторов",- говорит господин Ванцев. Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак считает, что солидные иностранные операторы не пойдут в "Шереметьево-3" за вознаграждение менее 7-10% от выручки, а оборот терминала без учета доходов от торговли он оценивает примерно в $300 млн.
Интересно, что сами акционеры "Внуково" - правительство Москвы и частная компания "Внуково-Инвест" тоже рассматривали возможность привлечения УК. Правда, впоследствии подготовку к конкурсу по ее выбору приостановили, решив вернуться в вопросу после завершения реализации серьезной инвестпрограммы по строительству в аэропорту новых объектов. Речь идет о новом пассажирском терминале стоимостью $140 млн. без учета оборудования, командно-диспетчерского пункта (1 млрд. руб.), грузового терминала (около $55 млн.) и гостиницы ($30-35 млн.). Предполагалось, что потенциальный победитель должен учредить новую компанию, которая получит в управление на 15-20 лет все объекты аэропортового комплекса и будет вести деятельность от имени акционеров Внуково. Наконец ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" объявил недавно о создании СП с сингапурским аэропортом Changi. СП будет оперировать новым терминалом "Шереметьево-1" и предоставлять услуги хэндлинга в аэропорту "Шереметьево" в целом.
Опрошенные Ъ участники рынка считают планы по привлечению специализированных УК логичными. "Например, "Аэрофлот" - авиакомпания, а перевозочный и аэропортовый бизнес друг с другом несовместимы. Специализированный же оператор разделит с собственником и менеджментом ОАО "Терминал" ответственность за прибыльность и окупаемость проекта",- отмечает один из участников рынка. Однако в МАШ указывают и на некоторые риски в привлечении иностранных УК. В компании говорят, что прежде, чем договориться с Changi, проводили переговоры со всеми ведущими мировыми операторами, в том числе немецким Fraport. Однако, по словам собеседника Ъ в аэропорту, по их результатам возникли сомнения в том, что европейцам выгодно делать из "Шереметьево" конкурента другим крупным узловым аэропортам Европы. Аэропорты Москвы при условии их модернизации и развития действительно вступают в конкуренцию с европейскими аэропортами на азиатских маршрутах. Стратегическая цель МАШ - увеличить трансферный пассажиропоток к 2010 году на 30%. Расположенный в Юго-Восточной Азии Changi, в отличие от европейских аэропортов, таким образом, точно является не конкурентом МАШ, а партнером, заинтересованным в развитии МАШ как транзитного узла между Европой и Азией....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции