SNGnews
30 марта 2007, 19:19
"Домодедово" наглеет на глазах
В аэропорту "Домодедово" где проводится испытание системы голосового профайлинга - своеобразного аналога голосового "детектора" лжи, ради успеха эксперимента пренебрегают правами пассажиров и правами человека
Беззаконный профайлинг в "Домодедово"
Кроме того, судя по задаваемым вопросам можно говорить о том, что пассажиров и вовсе принудительно подвергают маркетинговому исследованию.
29 марта Анастасия Никитина - координатор образовательных и международных программ Молодежного Правозащитного Движения - планировала вылететь рейсом Москва-Воронеж на рабочую встречу. В аэропорту после обычного прохода через рамки и досмотра к ней подошел некий "инспектор профайлинга и входного контроля" Данилин Роман Викторович. Он сообщил Анастасии, что девушка обязана ответить на его вопросы. В ответ на ее законное любопытство: "на каком основании вы планируете меня опрашивать? Почему именно я должна отвечать на вопросы?" - инспектор профайлинга сообщил, что если она этого не сделает, то ее не допустят на рейс. Эту же угрозу он повторил и адвокату Анастасии, с которой та связалась по телефону прямо в аэропорту. Разговор был записан на диктофон. При этом вопрос, которые ей пытался задать представитель аэропорта, касались места и фирмы, в которой покупались билеты. После длительных препирательств, разговора инспектора профайлинга с адвокатом и появления еще одного сотрудника аэропорта Анастасию все-таки отпустили. Лишь после завершения разговора Анастасии сообщили: "вообще-то это профайлинг", "можете посмотреть что это такое на сайте". Девушка еле успела на самолет. Пишет ИА ИКД.
Как прокомментировали в Межрегиональной Правозащитной Группе - Воронеж / Черноземье действия инспектора профайлинга в данной ситуации вышли за рамки закона. Представитель МПГ Наталья Звягина отметила, что, во-первых, пассажирку не предупредили о ее участии в экспериментальной программе, которая проводится на добровольной основе, а значит от нее можно отказаться. Во-вторых, инспектор профайлинга ввел пассажирку в заблуждение, уверяя, что это обычная процедура, а также сославшись на милицию, которая якобы без объяснения причин может проверять документы и задавать гражданам вопросы. В третьих, опрашивающий неоднократно ссылался на Воздушный кодекс, и другие законодательные акты, где подобная процедура, а также санкции за отказ от нее не прописаны.
В принципе, по мнению правозащитников, при апробации профайлинга подобным образом можно говорить о нарушении целого спектра прав человека: права на доступ к информации, права на свободу передвижения, а также прав потребителей.
Хотелось бы подчеркнуть, что за эксперименты над собой пассажиры платят из собственного кармана. В стоимость билета включены аэпортовые сборы, составляющие немалую сумму. Реализуя эксперимент, направленный на борьбу с терроризмом, силовые структуры и администрация аэропорта, не тратит сил и денег на просвещение пассажиров об осуществляемом эксперименте, а также должную подготовку сотрудников, задействованных в эксперименте.
Кроме полицейских перегибов, серьезным недостатком системы может оказаться использование системы в корыстных целях. Профайлинг - отличная находка для социологов и маркетологов, которая позволит заметно увеличить достоверность исследования, а заодно и снизит расходы на работу с респондентами. Не ответил - не летишь, а на кону как минимум стоимость авиабилета (несколько тысяч рублей), не говоря о намеченных встречах. Судя по всему пока только авиакомпании и агентства по распространению билетов, могут взять на вооружение новую методику. Тем не менее в последствии эта система сможет заинтересовать организаторов предвыборных опросов, рейтингов политиков и т.д.
О профайлинге
Профайлинг - собеседование с вылетающими пассажирами, позволяющее психологам выявлять террористов буквально по глазам и едва уловимым жестам, разработанная в Израиле. В России эта система испытывается пока только в аэропорту "Домодедово".
Система профайлинга внедряется в "Домодедово" для обеспечения безопасности посетителей аэропортового комплекса. Подозрительному пассажиру сотрудники службы безопасности аэропорта "Домодедово" будут предлагать добровольно пройти тест. В случае отказа аэропорт оставляет за собой право не допустить пассажира на борт воздушного судна. Ожидается, что успешное использование GK-1 позволит сократить количество досмотровых операций, осуществляемых сегодня в аэропорту.
Система многоуровнего психоэмоционального анализа голоса GК-1 разработана израильской компанией NEMESYSCO. Высокую эффективность системы подтвердили многомесячные испытания. GK-1 автоматизирует процесс профайлинга - опроса пассажира специально подготовленными специалистами, фиксирующими внешний вид человека, оценивающими его ответы на определенные вопросы и поведение. Профайлинг активно используется службами безопасности крупнейших аэропортов мира для предотвращения терактов и проноса запрещенных вещей.
Организаторами апробации нового средства технического контроля предполагалось, что система профайлинга GК-1 будет вести опрос в автоматическом режиме. В своих заявлениях они обещали, что вопросы не будут касаться частной жизни человека и ущемлять его личные права и свободы. Хотя трудно предположить как это можно сделать, если вопросы будут связаны исключительно с предотвращением террористической деятельности и провоза запрещенных предметов и веществ. Организаторы эксперимента по внедрению профайлинга заявляют, что проверки будут проводиться выборочно и проходить строго под контролем специалистов Службы безопасности аэропорта "Домодедово" и представителей федеральных органов власти....
Авторские права на данный материал принадлежат «SNGnews». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции