О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Безбилетный полет

С 1 января 2008 года все авиакомпании, входящие в IATA, должны внедрить так называемый электронный билет. В идеале он позволит авиаперевозчикам полностью отказаться от бумажных носителей и значительно увеличить долю продаж через Интернет

С 1 января 2008 года все авиакомпании, входящие в IATA (International Air Transport Association), должны внедрить так называемый электронный билет. В идеале он позволит авиаперевозчикам полностью отказаться от бумажных носителей и значительно увеличить долю продаж через Интернет. Пассажир сможет оплатить рейс не выходя из дома, а на посадке вместо билета показать кредитную карту. С подробностями - корреспондент Ъ Мария Мокейчева.

До сих пор попытки авиакомпаний продвигать интернет-продажи оказывались удачными лишь при проведении специальных акций, в ходе которых купить билет через Сеть можно было по крайне низкой цене. Так, в октябре прошлого года, чтобы активизировать электронные продажи, S7 Airlines предложила своим пассажирам возможность приобрести билеты по сверхнизким ценам: в ходе акции "Воздушные цены" 400 тыс. билетов можно было приобрести через Интернет по цене от 300 до 900 рублей. Инициатива авиакомпании увенчалась успехом, максимальная интенсивность продаж достигала 15 авиабилетов в минуту и более 7 тыс. авиабилетов в сутки. "Распространенным заблуждением является то, что сегодняшняя Россия не слишком продвинутая страна, в которой еще рано проводить масштабные интернет-акции, - отмечает первый заместитель генерального директора S7 Антон Еремин. - Мы исходили из того, что отсутствие активности покупателей в Сети связано в первую очередь с тем, что там нет интересных предложений. S7 Airlines решила этот пробел восполнить".

В целом же доля сетевых продаж у авиакомпаний в среднем составляет всего несколько процентов. Как сообщил Ъ директор по связям с общественностью авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал, в прошлом году через Интернет перевозчик смог продать лишь 2% всех своих билетов. Через Сеть можно оплатить билет и на рейсы авиакомпаний, входящих в альянс AiRUnion, и на рейсы "Аэрофлота". Так, с начала 2007 года через сайт "Аэрофлота" было куплено около 19 тыс. билетов на сумму $8 млн., в то время как всего за январь-февраль "Аэрофлот" перевез 1,9 млн. пассажиров. Базовая петербургская авиакомпания ГТК "Россия" и вовсе до сих пор не внедрила систему сетевых продаж. В "России" говорят, что возможность покупать билеты через Интернет появится у пассажиров после запуска нового сайта авиакомпании, однако о точных сроках пока не сообщают.

Низкая популярность сетевых продаж объясняется прежде всего неудобством такого приобретения для пользователей. Ведь при оплате полета через Интернет покупателю все равно приходилось ехать в офис авиакомпании и получать на руки бумажный билет. Основным же отличием электронного билета от обычного является то, что оплата забронированной поездки подтверждается не бланком, на котором распечатывается билет, а записью в базе данных авиакомпании. При этом за электронным билетом никуда ездить не надо, его доставка осуществляется по электронной почте, после чего его можно распечатать самостоятельно. Помимо того, с внедрением электронных билетов путешественникам становится доступен и такой сервис, как on-line check-in - регистрация онлайн, когда пассажир может сам выбрать место в самолете еще дома и приехать в аэропорт непосредственно к моменту посадки, что особенно удобно, если у вас нет багажа.

Несмотря на резолюцию IATA, авиакомпании долгое время не могли приступить к внедрению электронного билета: мешало отсутствие нормативно-правовой базы. Однако 24 января 2007 года Министерство юстиции наконец разрешило использование электронных билетов, и российские авиаперевозчики приступили к их внедрению. Первопроходцами стали авиакомпании "Аэрофлот" и "Трансаэро". Правда, "Аэрофлот" пока работает только в рамках интерлайн-соглашений со своими зарубежными партнерами по альянсу SkyTeam и обещает начать продавать полноценные электронные билеты в июне текущего года. При этом зарубежные агенты компании начнут продавать электронные билеты уже с апреля. Также в июне запустит продажу электронных билетов авиакомпания S7 Airlines. Опередила всех "Трансаэро", запустив продажу электронных билетов с 26 марта этого года. Как сообщили в компании, первым пассажиром, который приобрел электронный билет, стал петербуржец, отправившийся в деловую поездку из Петербурга в Москву и обратно. Предполагается, что основным каналом дистрибуции электронных билетов будет интернет-сайт авиакомпании. "Теперь наши пассажиры смогут покупать билеты как через привычную кассу, так и через Интернет, - отмечает господин Быхал. - Электронный билет очень удобный инструмент, так как его нельзя потерять и можно даже не распечатывать, а просто прийти на регистрацию с кредитной карточкой, по которой производился платеж". В дальнейшем авиакомпания планирует запустить на своем сайте и сервис онлайн-регистрации.

Иностранные перевозчики, работающие в России, также собираются в этом году приступить к использованию электронных билетов. Например, авиакомпания British Airways на направлении Санкт-Петербург - Лондон пока позволяет через Интернет только бронировать билеты, оплачивать которые приходится в офисах. Как сообщила Ъ Мария Красильникова, менеджер по продажам British Airways в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе России, начать продажу электронных билетов планируется к лету этого года. Дмитрий Зеленин, глава представительства авиакомпании Austrian по Санкт-Петербургу и Северо-Западному региону России, отмечает, что его компания также собирается внедрить электронные билеты в начале лета этого года. Сейчас объем продаж через Интернет в Петербурге у Austrian составляет всего несколько процентов. Отметим, что за рубежом авиакомпании уже давно освоили электронные продажи. Особенно это относится к бюджетным авиаперевозчикам - так называемым дискаунтерам или лоукостерам, для которых продажа билетов через Интернет является одним из принципов ценообразования наряду с отказом от питания на борту, перелетом в небольшие аэропорты и быстрой оборачиваемостью судов. Как в Америке, так и в Европе они продают только электронные билеты, при этом доля интернет-продаж в сегменте low-cost составляет 90-95%.

Между тем сетевые продажи в России пока ограничиваются невысоким проникновением услуг доступа в Интернет. Хотя в Петербурге этот показатель составляет 38%, что значительно выше среднероссийского уровня (21%), но, как показывают различные исследования, большинство пользователей умеют работать лишь с электронной почтой. Кроме того, невелико распространение кредитных карт: большинство россиян пользуются дебетовыми зарплатными картами, а карты Visa Electron и Maestro не принимаются к оплате через Интернет. Играет роль и чисто психологический фактор. "Мы считаем, что сдерживающим фактором развития электронных продаж станет недоверие граждан к электронным системам. До сих пор большое значение имеет личный контакт, хотя бы по телефону, - говорит генеральный менеджер компании SAS Scandinavian Airlines в России и странах СНГ Марек Педерсен. - Многие наши пассажиры используют электронную систему бронирования для получения информации о рейсах, а потом связываются с сотрудниками отдела бронирования SAS по телефону или приходят к нам в офис".

В целом же опрошенные Ъ авиаперевозчики уверены, что внедрение электронных билетов позволит заметно увеличить долю продаж через Интернет. Ведь использование всемирной паутины в данном случае выгодно как пассажирам, так и перевозчикам: первые смогут сэкономить время, вторые - сократить расходы. По словам господина Зеленина, внедрение электронных билетов позволит авиакомпаниям сократить издержки как на изготовление бланков (один бланк стоит около $10), так и на поддержку офисов продаж и выплату комиссионных агентам. По мнению господина Зеленина, развитие получат также комплексные системы интернет-бронирования, которые позволят покупать билет, выбирая среди множества авиакомпаний. Сегодня такой сервис предлагает, например, компания Avantix.ru, оборот которой составил в прошлом году $84 млн., а петербургский филиал за четыре месяца работы вышел на самоокупаемость....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Санкт-Петербург». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка