О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Доктор из Австрии

В.Майрхубер заставил Lufthansa летать с прибылью

В лучах солнечного света, заполняющего шестой этаж просторной штаб-квартиры Lufthansa рядом с аэропортом Франкфурта, Вольфганг Майрхубер является как привидение. Сейчас 11.12 утра, и его здесь не может быть в принципе, ведь его рейс из Цюриха только что приземлился - в 11.00.

Австрийцу понадобилось лишь 10 минут, чтобы оказаться в своем кабинете, и выглядит он при этом абсолютно спокойно. Гендиректор Lufthansa любит, чтобы выполнение тяжелых задач выглядело со стороны очень легким. Когда он возглавил компанию в июне 2003 г., крупнейший немецкий авиаперевозчик переживал трудные времена, еще не оправившись от кризиса, который вызывал теракт 11 сентября 2001 г.

Рецепт от убытков

Майрхуберу нравится использовать в речи образные сравнения, и себя он называет врачом. "Я сыграл роль доктора, который говорит пациенту: "Вы должны изменить свой стиль жизни, или вам придется забыть о жизни вообще", - рассказывает он. В его случае пациент страдал убытками - около 1 млрд. евро в год. Майрхуберу удалось значительно сократить затраты, а непрофильные подразделения он продал. Последней из таких сделок стала продажа половины из принадлежавших Lufthansa 50% акций Thomas Cook. В итоге прошедший год компания завершила с рекордными для себя показателями: выручка выросла на 10% до 19,8 млрд. евро, а операционная прибыль - на 46% до 845 млн. евро. В 2008 г. Майрхубер рассчитывает на операционную прибыль в размере 1 млрд. евро.

Частью программы лечения стали покупка швейцарского авиаперевозчика Swiss в 2005 г., а также повышение качества обслуживания пассажиров бизнес- и 1-го класса: улучшились сиденья, появились дополнительные услуги и новый VIP-терминал в аэропорту Франкфурта. Выручка компании в этом сегменте рынка выросла на 50%. Под давлением конкуренции со стороны малобюджетных авиакомпаний, а также для снижения урона от сезонных падений спроса Майрхубер сделал систему тарифов более гибкой. Одновременно пришлось повышать качество услуг и в экономклассе, ведь менеджеры, которые путешествуют 1-м классом по делам, часто пользуются экономклассом, когда отправляются в отпуск. "Они могут носить и кроссовки, и дорогие кожаные туфли", - говорит Майрхубер.

Секрет пяти пассажиров

Высокий и стройный 59-летний Майрхубер очень вежлив, но чувствуется, что это жесткий начальник. Он уделяет повышенное внимание деталям и фактам - его отец был журналистом, а сам Майрхубер получил инженерное образование. Став руководителем подразделения пассажирских перевозок Lufthansa в 2001 г., он попытался оценить масштаб проблем, стоявших перед авиакомпанией, и попросил финансового контролера оценить, что должно произойти, чтобы операционная прибыль компании уменьшилась на 1 млрд. евро.

"Спустя несколько дней он пришел и сказал: "На каждом рейсе должно быть на пять пассажиров меньше, каждый билет должен быть дешевле на 5 евро, а себестоимость - вырасти на 2%, тогда наша прибыль будет равна нулю", - вспоминает данные этого поразительного отчета Майрхубер. Во время нашей беседы он постоянно возвращается к этим "пяти пассажирам", подчеркивая хрупкость успеха в той деловой среде, в которой приходится работать авиакомпании и ее гендиректору.

Его стратегия - сокращать число сложностей в бизнесе, например избавляться от непрофильного бизнеса. Кроме того, он стал повышать прозрачность бизнеса. Майрхубер пересмотрел финансовую отчетность, чтобы идентифицировать убыточные подразделения, хотя этот шаг сделал компанию легкой мишенью для критики инвесторов. Майрхубер жалуется, что менее прозрачная Air France не сталкивается с аналогичными жалобами акционеров.

Гендиректор Lufthansa уверен, что бизнес компании всегда будет более сложным, чем у British Airways или Air France. Главные европейские конкуренты немецкого авиаперевозчика заполняют самолеты "многочисленными" жителями Лондона и Парижа, а Lufthansa приходится совершить около 50 рейсов внутри Германии и Евросоюза, чтобы заполнить рейс на Гонконг и использовать сразу три главных аэропорта - во Франкфурте, Мюнхене и Цюрихе.

"Пытаясь увидеть большую картину, я иногда просто закапываюсь в детали, и это вызывает ярость у моих коллег", - говорит Майрхубер. В последнее время одной такой деталью стал интересный факт: многие европейские авиалинии перестали заказывать дальние самолеты или даже сокращают свой флот. Для Майрхубера это признак того, что мелкие игроки готовятся к консолидации в крупные группы. Например, Austrian Airways и SAS, которые считаются потенциальными объектами поглощения для Lufthansa, не делали таких заказов. Впрочем, Майрхубер отказывается обсуждать поведение конкретных авиалиний.

Гендиректор с отверткой

Майрхубера заботит, что о нем думают люди - и в первую очередь сотрудники компании. "Меня многие знают", - говорит гендиректор, проработавший в Lufthansa 37 лет и начинавший карьеру в дивизионе технической поддержки Lufthansa Technik в Гамбурге. В середине 1990-х ему удалось существенно повысить прибыльность этого дивизиона. "Я построил эти ангары", - задумчиво говорит Майрхубер, показывая на бетонные корпуса аэропорта Франкфурта. По его словам, опыт успеха в Technik упростил ему решение нынешних задач.

Хотя Майрхубер перенес основную часть технических операций на Филиппины, он сдержал обещание перед инженерами в Гамбурге, которые сохранили работу в компании. "Доверие возникает благодаря тому, что люди тебя знают", - рассуждает гендиректор.

Если вы оказались на борту самолета Lufthansa, посмотрите, нет ли рядом высокого человека под 2 м ростом в фуражке пилота. Возможно, это сам Вольфганг Майрхубер, который часто оказывается весьма полезен на борту. По его словам, однажды пассажир 1-го класса уронил очень дорогую зажигалку и она упала куда-то в недра кресла. "Он очень удивился, когда я достал отвертку, разобрал кресло и достал зажигалку", - рассказывает Майрхубер.

Историй его инженерного мастерства немало. Коллеги вспоминают, что однажды он помог стюардессе починить систему просмотра видео. А сам Майрхубер говорит, что он также помог и с системой кондиционирования. "Хороший сервис обычно заключается в деталях", - говорит топ-менеджер. Впрочем, он не всегда мечтал о карьере инженера.

Хотелось быть пилотом

Поучившись в Австрии и Канаде, в конце 1960-х он решил стать пилотом и подал заявления о приеме на курсы в Austrian Airline, Swissair и Lufthansa. В Австрии его предупредили, что ему придется полностью возместить стоимость курсов, если по их окончании компания не возьмет его на работу. "У меня в тот момент было всего $6, поэтому я отказался. В Swissair заявили, что не берут на работу иностранцев. Осталась Lufthansa, которой были не нужны пилоты, но очень нужны инженеры", - говорит Майрхубер.

Так он оказался в Гамбурге, где базировалась Lufthansa Technik. "Я подумал: "А почему бы нет? Пара лет в Гамбурге мне не повредит", - смеется австриец. - Но потом было то одно, то другое, так что я здесь надолго задержался".

Майрхубер говорит, что не жалеет о несостоявшейся карьере пилота. "Как только я завершу какое-нибудь дело, мне оно становится уже не так интересно", - признается он. Руководство главной немецкой авиалинией постоянно заставляет его работать над новыми задачами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка