О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Дырявое" небо решили латать

Только с 15 по 22 марта в России произошло шесть авиационных ЧП, погибло восемь человек. Но виноват, конечно, не аварийный месяц

Только с 15 по 22 марта в России произошло шесть авиационных ЧП, погибло восемь человек. Но виноват, конечно, не аварийный месяц.

- Вся отрасль находится в кризисе, - считает ректор Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации Михаил Смуров. - В первую очередь это - кадровый кризис. Пилотов не хватает. Если в 90-х годах их было 30 тысяч, то сейчас - 15 тысяч. И ежегодно из отрасли уходят 400 человек. Резко постарел личный состав. В 1990 году средний возраст первых пилотов был 39 лет, а вторых - менее 30 лет. Сейчас эти цифры - 49 и 44 года соответственно. Промышленность заявляет потребность в 500-750 пилотах, а летные училища могут выпускать только 200-250 человек в год…

Отучился - и в солдаты

Но проблема не только с количеством, но и с качеством подготовки пилотов. Их учат на тренажерах, выпущенных в 60-70-х годах прошлого века. Учебные полеты курсанты совершают на устаревших Ан-2. Но налетывают только 60 часов вместо положенных по нормам Международной организации гражданской авиации 150. В училищах не хватает инструкторов, потому что мало желающих работать за зарплату в 7,5 тысячи рублей. И вдобавок, когда курсант оканчивает училище, его забирают в армию рядовым. Потому что военные кафедры в большинстве летных учебных заведений сокращены. Можно представить, что остается в голове у молодого специалиста после года караульной службы и уборки плаца.

- Себестоимость подготовки пилота очень высокая, около 100 тысяч евро. Мы тратим такие деньги, а потом отправляем человека в армию! - возмущается начальник окружного территориального Управления воздушного транспорта по Северо-Западному региону Виталий Халиков. - Если эту проблему не решить, через три года у нас будет дыра вместо авиации!

Пусть доучивают компании

Однако специалисты не только жалуются, но и уверяют, что знают, как выходить из кризиса. Они отмечают, что после последних трагедий в небе государство, наконец, вспомнило про гражданскую авиацию и стало выделять деньги на развитие отрасли. Например, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации получит в этом году 140 миллионов рублей из федерального бюджета. Вуз планирует купить 12 одномоторных самолетов Як-18Т и два двухмоторных самолета. А также четыре новых авиатренажера. С 2007 года будет увеличена летная практика.

Не только обновить материальную базу, но и изменить всю систему подготовки пилотов предлагает Михаил Смуров.

- Она должна быть такой, как в Европе. Мы учим 3,5 года за бюджетный счет. 115 часов на однодвигательном самолете, 35 - на двухдвигательном. Плюс весь курс теоретической и тренажерной подготовки. Потом выпускник идет в компанию, которая отправляет его доучиваться в тренажерный центр уже на конкретный тип самолета. И это уже за свой счет. Обойдется такая подготовка примерно в 20 тысяч евро.

Ректор уверен, что с помощью новой системы удастся решить сразу несколько проблем. Во-первых, увеличить количество пилотов-выпускников до 500-600 человек ежегодно. Во-вторых, дать им специальные навыки по пилотированию самолетов зарубежного производства. Ведь методика подготовки на "иномарках" иная, чем на отечественных машинах. Вся документация и учебная литература на английском языке, и переводить ее запрещено. Наши учебные заведения не в состоянии подготовить летчика на все типы самолетов. Но это необходимо, поскольку авиакомпании сейчас все чаще стали закупать зарубежные самолеты. Кто-то же должен их пилотировать!

60-62% всего авиапарка, который летает сейчас в России, - это воздушные суда отечественного производства 60-70-х. 2,5 тысячи "старичков" выполняют 60% всех перевозок. За последние годы авиакомпании купили 36 новых самолетов российского и 150 зарубежного производства. Со временем доля "иностранцев" будет только увеличиваться.

Отвечать должен кто-то один

- Для обеспечения безопасности полетов нужно вернуться к единому административному центру управления авиацией, - уверен Виталий Халиков. - Сейчас пять органов регулирует воздушные перевозки. А, как вы знаете, у семи нянек дитя без глазу.

Тем более что "дитя" очень непростое. В России зарегистрировано 190 авиакомпаний. Только 10 из них крупные, а 150 имеют лишь по 2 самолета и летают время от времени. Уследить за всеми непросто.

- Сейчас Министерство транспорта и Федеральное агентство воздушного транспорта взялись за совершенствование нормативной базы, - заявил Виталий Каримович. - Когда это будет сделано, появится мера ответственности для авиакомпаний.

Только цифры

Современный авиатренажер стоит около 12 миллионов долларов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда в Петербурге». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка