Деловая столица
2 апреля 2007, 18:53
Кабмин взялся за оружие. Не сумев сходу получить контроль над экспортом вооружений, правительство хочет перекроить этот рынок
Правительство Украины предприняло очередную попытку поставить под свой контроль экспорт оружия
Янукович пошел в обход
Окончательное решение о создании нового концерна - правопреемника "Укрспецэкспорта" правительство так и не утвердило, сославшись на "возникшую в ходе обсуждения этого вопроса дискуссию". Уже подготовленные соответствующие проекты кабминовских постановлений собираются утвердить после того, как структурные изменения в системе торговли оружием и военной техникой будут рассмотрены 6 апреля на заседании СНБО. Вероятно, единожды обжегшись, Виктор Янукович сейчас не хочет вступать в прямой конфликт с Президентом по поводу подконтрольности столь деликатной и денежной сферы, как экспорт оружия (ежегодно он приносит около $500 млн. прибыли). Напомним, что в сентябре прошлого года Кабмин своим постановлением №1336 внес изменения в устав "Укрспецэкспорта", напрямую переподчинив его себе. Однако Виктор Ющенко приостановил действие этого постановления, впервые воспользовавшись этим правом. Сейчас правомерность прошлогодних оружейных претензий правительства рассматривается в Конституционном суде и окончательное решение по этому делу ожидается нескоро.
Теперь премьер надеется договориться с Президентом. Ведь в данном случае речь идет не о лишении главы государства так ценимого им контроля над экспортом оружия, а всего лишь о повышении экспортного потенциала "Укрспецэкспорта", на необходимости чего так часто настаивает Виктор Ющенко. Судя по высказываниям самого премьера, он попытается убедить главу государства в том, что достичь этой благородной цели можно за счет усиления экспортных возможностей дочерних компаний "Укрспецэкспорта". Эксперты напоминают, что такой поворот событий может вновь вернуть отечественный рынок экспорта вооружений в прошлое, когда внутренняя конкуренция между спецэкспортерами только дезориентировала иностранных заказчиков. А государство не могло должным образом контролировать их внешнеэкономическую деятельность.
Второе пришествие
Косвенно о развитии событий именно в таком направлении свидетельствует наличие в структуре "Укрспецэкспорта" двух "дочек" - "Промоборонэкспорта" и "Спецтехноэкспорта", деятельность которых несколько лет назад была заморожена в пользу трех остальных подразделений - внешнеторговых фирм "Прогресс", "Укринмаш" и "Укроборонсервис". "Промоборонэкспорт", декларируя амбициозные планы по расширению деловых контактов на рынке товаров и услуг военно-технического назначения, в действительности имел самые низкие показатели среди спецэкспортеров. А потому его убрали как самое слабое звено. "Спецтехноэкспорт" пал жертвой конкурентной борьбы. Изначально эта компания создавалась для увеличения объема экспорта отечественных технологий военного и двойного назначения. Однако ее активность свелась к банальной торговле "железом" (в свое время руководство компании заявляло о возможных ежегодных доходах порядка $100 млн., а деятельность ее запомнилась наблюдателям по ливийскому контракту на поставку двух Ан-124), за что в итоге она и поплатилась.
Однако, по некоторым данным, полноценной ликвидационной процедуры в отношении упомянутых компаний так и не было проведено. Стоит появиться решению о создании нового военно-экспортного концерна - и они без проволочек могут приступить к работе. То, что Кабмин делает ставку на деятельность нынче опальных "дочек" "Укрспецэкспорта", отчасти подтверждает и вызревшее в правительственных кабинетах кадровое решение. Поговаривают, что кресло главы нового концерна займет экс-директор "Спецтехноэкспорта" Юрий Терещенко, основной задачей которого и будет то самое пресловутое выравнивание деятельности дочерних компаний "Укрспецэкспорта". Эта кандидатура не должна вызвать неприятия у Виктора Ющенко, поскольку в данный момент г-н Терещенко возглавляет комитет по политике военно-технического сотрудничества и экспортного контроля при Секретариате Президента.
Правительство сейчас возлагает особые надежды на самолетостроение. В этом году Кабмин снова постановил объединить в концерн "Авиация Украины" десять госпредприятий, в том числе АНТК им. Антонова, Киевский завод "Авиант", Завод №410 гражданской авиации, Харьковский машиностроительный завод "ФЭД" и Запорожское моторостроительное КБ "Прогресс-Ивченко", что определенно усилит влияние правительства на авиапром. В этой связи эксперты предполагают, что реорганизация "Укрспецэкспорта" поможет видным представителям Донбасса поднатореть если не в создании самолетов, то в торговле ими. Поэтому, если авиационная версия реорганизации "Укрспецэкспорта" подтвердится, можно предположить, например, что внешнеторговой фирме "Укр-оборонсервис", которая работает в основном с самолетами и изделиями ПВО, придется потесниться, пропустив вперед новую старую структуру....
Авторские права на данный материал принадлежат «Деловая столица». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 13, 2024
"Аэрофлот" с 16 июня начинает регулярные рейсы из Москвы в Элисту
Май 17, 2024
Самолет Ил-38Н Тихоокеанского флота отработал поиски диверсантов у береговой черты
Май 17, 2024
В аэропорту Оренбурга эвакуировали людей из-за пожарной сигнализации
Май 17, 2024
Путин: у РФ "все получается" в создании двигателя для широкофюзеляжного самолета