О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" - профсоюзные авиалинии"

Крупнейшая авиакомпания России, подконтрольный государству "Аэрофлот", претендует на госпакет акций итальянского национального авиаперевозчика Alitalia. Партнером "Аэрофлота" выступает крупнейший банк Италии Unicredit

Через две недели после визита в Рим президента Владимира Путина стало известно о новом проекте российского бизнеса в Италии. Крупнейшая авиакомпания России, подконтрольный государству "Аэрофлот", претендует на госпакет акций итальянского национального авиаперевозчика Alitalia. Партнером "Аэрофлота" выступает крупнейший банк Италии Unicredit. Отраслевые эксперты сдержанно оценивают шансы "Аэрофлота" на успех в тендере, но не исключают, что проект получит политическую поддержку.

Вчера глава подразделения инвестбанкинга Unicredit Серджио Эрмотти сообщил, что для участия в тендере по покупке 30,1% госакций Alitalia создан консорциум, доля "Аэрофлота" в котором составит 95%, банка - 5%. Банкир уточнил, что "если минэкономики позволит Unicredit и "Аэрофлоту" привлечь еще одного отраслевого партнера, мы рассмотрим такую возможность". В пресс-службе "Аэрофлота" Ъ подтвердили, что заявка о намерении участвовать в тендере подана в минэкономики Италии. Оно и должно утвердить список претендентов на акции Alitalia. Источник Ъ в руководстве "Аэрофлота" пояснил, что этот шаг "носит предварительный характер", а сам актив еще потребует детального анализа. "Подача заявки дает возможность ознакомиться с документами, на основе которых можно будет принять окончательное решение", - сообщил собеседник Ъ. Это произойдет после 16 апреля - такой срок отведен властями Италии для подачи заявок.

О планах по продаже "не менее 30,1%" из 49,9% госакций Alitalia власти страны объявили в конце декабря. 13 февраля минэкономики Италии отобрало пять участников тендера: AP Holding, который возглавляет председатель совета директоров итальянской авиакомпании Air One Карло Тото, американские инвесткомпании Texas Pacific Group и Matlin Patterson Global Advisers (совместно с итальянским банком Mediobanca), Unicredit Banca Mobiliare (подразделение Unicredit Group) и итальянский частный инвестфонд Management & Capitali. До 2 апреля новые претенденты (в случае их появления) должны были заявить о присоединении к кому-то из отобранных кандидатов, что и сделал "Аэрофлот", присоединившись к Unicredit.

Между тем привлекательность Alitalia выглядит далеко не очевидной.

Это не только ведущий итальянский авиаперевозчик (около 24 млн. пассажиров в 2005 году, из них более 10 млн. на внутренних рейсах), но и одна из наиболее проблемных европейских авиакомпаний. В 2005 году убытки Alitalia до уплаты налогов составили €261 млн., в 2006 году - €405 млн. Компания несет убытки из-за увеличения конкуренции, а также роста цен на авиатопливо. Кроме того, у Alitalia хронические проблемы с сотрудниками. В последние годы забастовки стали регулярными. В ходе последней забастовки в сентябре 2006 года было отменено более 100 рейсов. Доходы компании в 2006 году упали на 1,7% - до €4,724 млрд. При капитализации в €1,37 млрд. задолженность Alitalia - более €1,1 млрд.

В результате ряд претендентов уже отказались от участия в торгах. В минувшую пятницу об этом сообщила Management & Capitali. Ранее от покупки доли в Alitalia отказалась Air France-KLM, сославшись на завышенную оценку авиакомпании - $1,5 млрд. После публикации в прессе этого заявления акции Alitalia упали на 4,7%, а после заявления об участии в тендере "Аэрофлота" торги акциями итальянской авиакомпании на Миланской фондовой бирже были вообще приостановлены.

Впрочем, как раз плачевное финансовое положение Alitalia делает реальной покупку доли в ней "Аэрофлотом", который втрое меньше по объемам перевозок. "С учетом проблем Alitalia для "Аэрофлота" это удачный момент для покупки авиакомпании по невысокой цене, - считает заместитель гендиректора "Финэкспертизы" Агван Микаэлян. - $1,5 млрд., наверное, максимальная цифра из коридора, в котором она может быть реально оценена". Кроме того, эксперт полагает, что "Аэрофлоту" необходим имидж транснационального перевозчика, и приобретение пусть и не контрольной доли в Alitalia будет способствовать этому. "Идеологически "Аэрофлот" поступает, наверное, правильно, - полагает гендиректор "Красноярских авиалиний" Борис Абрамович (СП Airbridge с участием альянса AiRUnion на базе авиакомпании в январе победило на покупку 99,95% венгерской Malev). - Alitalia входит в один с ним альянс SkyTeam, и если "Аэрофлот" уверен, что способен выправить ситуацию в итальянском перевозчике, то в будущем это позволит ему расширить маршрутную сеть и укрепить присутствие на рынке Европы".

Среди очевидных рисков сделки эксперты отмечают не столько долги и убытки Alitalia, сколько сопротивление профсоюзов. "Самая серьезная проблема Alitalia - сильные профсоюзы, - говорит глава аналитического отдела агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. - Чтобы поднять авиакомпанию, новому менеджменту неизбежно придется сокращать операционные издержки и, возможно, прибегнуть к сокращениям персонала, что вызовет сильное противодействие". Отметим, что авиационные профсоюзы уже вставали на пути приватизационных сделок - первый тендер по продаже Malev в 2005 году сорвался именно из-за сопротивления профсоюзов. Работники же Alitalia еще в декабре выступили резко против приватизации.

Шансы "Аэрофлота" на победу в тендере эксперты оценивают сдержанно. "Приобретение иностранной авиакомпании - сложный процесс, за рубежом "игрушечных" тендеров не бывает", - замечает Борис Абрамович. "Аэрофлот" может позволить себе такую покупку, поскольку сейчас не обременен существенными долгами, - полагает Олег Пантелеев. - Все будет зависеть от степени заинтересованности других участников тендера". Агван Микаэлян менее оптимистичен, он оценивает шансы "Аэрофлота" на успех менее чем в 50%. "Европейцы с большой опаской относятся к вхождению на их рынки российских компаний", - отмечает господин Микаэлян, оговариваясь при этом, что Италия - одна из немногих стран, "которые вполне готовы взаимодействовать с российскими капиталами". Лояльности итальянцам может добавить и их активная заинтересованность в проектах в российском ТЭКе, что активно декларировалось концернами Eni и Enel на деловом форуме, приуроченном к визиту Владимира Путина в Италию. Более того, дочерняя структура Eni уже подала заявку на участие в аукционе по газовым активам ЮКОСа. Авиакомпания на грани банкротства - не слишком дорогая цена за доступ к российским недрам и генерирующим мощностям....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка