О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" летит в Италию

"Аэрофлот" вошел в число 11 претендентов на приобретение государственного пакета акций итальянского национального авиаперевозчика Alitalia

"Аэрофлот" вошел в число 11 претендентов на приобретение государственного пакета акций итальянского национального авиаперевозчика Alitalia. Если российская компания выиграет тендер по этому активу, она должна будет заплатить за пакет 420-460 млн. евро. Это несколько больше, чем стоит весь "Аэрофлот", да и экономические показатели российской компании значительно скромнее показателей Alitalia. По мнению экспертов, синергетический эффект от сделки может превзойти лучшие ожидания российского перевозчика, если он, конечно, победит в тендере.

Вчера министерство экономики и финансов Италии закончило прием заявок на покупку акций авиакомпании Alitalia. Речь идет о государственном пакете в 49,9% акций. По условиям тендера претендент должен быть готов купить не менее 30,1% акций. Всего в списке оказалось 11 претендентов.

Итальянская авиакомпания так и не смогла оправиться от серии кризисов в авиационной отрасли, вызванных сентябрьскими терактами в Нью-Йорке, удорожанием горючего и активизацией профсоюзного движения. В результате 2006 год Alitalia закрыла с чистым убытком в 380 млн. евро. Не рассчитывая на собственные силы, итальянское правительство приняло решение о приватизации компании. Претендент на покупку 30,1% акций должен представить детальный план реструктуризации компании. Известно, что свои варианты по выводу Alitalia из кризиса предложили AP Holding (контролируется владельцем авиакомпании AirOne Карло Тото), итальянский бизнесмен Карло де Бенедетти в консорциуме с рядом европейских инвестиционных банков, а также транснациональные группы MatlinPatterson и Texas Pacific Group Europe. "Аэрофлот также сделал предложение о приобретении Alitalia и сейчас ожидает одобрения со стороны итальянских властей", - сообщил "Газете" заместитель гендиректора компании Лев Кошляков. Теперь слово за минфином Италии, который должен включить "Аэрофлот" в список претендентов на покупку авиаперевозчика. Детали проекта "Аэрофлота" Кошляков сообщить отказался, сославшись на крайнюю занятость. Известно, что свою итальянскую экспансию "Аэрофлот" намерен провести в содружестве с банком UniCredit. В этом консорциуме итальянскому банку будет принадлежать 5%, "Аэрофлоту" - оставшиеся 95%.

По мнению экспертов, предлагаемый к продаже пакет акций Alitalia должен стоить примерно 480 млн. евро. При этом его текущая рыночная стоимость примерно 410 млн. евро - актив, как считают аналитики, сильно недооценен. С учетом премии блокпакет будет стоить примерно 420-460 млн. евро, что сопоставимо с балансовой стоимостью всех активов "Аэрофлота" - $567,5 млн. (424,4 млн. евро). А вот выручка у российской компании гораздо ниже, чем у итальянской: $2,5 млрд. (1, 9 млрд. евро) против 4,7 млрд. евро (в 2005 году).

По мнению экспертов, для "Аэрофлота" это позитивная новость. По словам эксперта UFG Елены Сахновой, купив Alitalia, "Аэрофлот" получит доступ не только к широкой сетке итальянского перевозчика, но и к возможностям приобретать в лизинг лайнеры и не платить при этом госпошлину в России. А Наталья Сорокина из "Центр-Инвеста" обращает внимание на то, что, нацеливаясь на Alitalia, "Аэрофлот", возможно, пытается закрепить за собой якорный статус в альянсе SkyTeam, в который помимо российской и итальянской компаний входят AeroMexico, Air France, KLM, Continental Airlines, Czech Airlines, Delta Airlines, Korean Air и NWA.

С другой стороны, "Аэрофлот" должен отдавать себе отчет, насколько проблемный актив он собирается приобрести. Чистый долг компании составляет 1 млрд. евро. "Хотя у "Аэрофлота" есть опыт выведения себя самого из кризиса, - отмечает Елена Сахнова. - У них были убытки в 1998 году больше $200 млн., а сейчас они на столько же в прибыли". Но в Европе это будет не так легко. Помимо того что работать придется в условиях реальной жесткой конкуренции, на европейских компаниях лежат большие обязательства, пенсионные выплаты и огромная власть у профсоюза.

Риск велик, но и ставки высоки. "Речь идет о серьезном активе в Европе, - говорит гендиректор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак. - Из крупных перевозчиков никто не может быть мертвым грузом". Авиация развивается волнообразно, поясняет эксперт. Все зависит от менеджмента и акционеров. Бывали временные трудности. Именно в этот момент и нужно покупать, ведь компании, у которых все хорошо, просто не продаются.

Кроме того, приобретение Alitalia открыло бы "Аэрофлоту" стратегическую перспективу. "Очевидно, что рано или поздно Россия будет двигаться в направлении договора об открытом небе, - говорит Борис Рыбак. - И позиции компании, которая к этому времени сумеет закрепиться в Европе, будут сильнее".

Участники рынка восприняли новость неоднозначно. "Аэрофлот" вообще не является нашим конкурентом, - заявил "Газете" советник гендиректора авиакомпании "Трансаэро" Борис Логин. - Мы - вторая международная компания в России, и наши маршруты и пути не пересекаются. А на то, что "Аэрофлот" покупает или не покупает какие-то самолеты, строит или не строит аэровокзалы, делится или не делится… Да у нас просто времени нет на все это внимание обращать". Конечно, продолжает Логин, глупо инвестировать в другую страну, потому что, во-первых, вместо того, чтобы развивать российских перевозчиков, он раздает свои линии иностранным компаниям, а во-вторых, у него и так сейчас большие напряги, скажем, с той же авиакомпанией "Сибирь". То есть с нашими перевозчиками "Аэрофлот" конкурирует и сталкивается, а иностранцев в свою страну запускает. Конечно, "Аэрофлот" всегда был "Аэрофлотом", но он уже не такой великий, как раньше.

"Аэрофлот" хочет инвестировать в Италии. В России не нашлось более насущных дел?

Игорь Юргенс, вице-президент РСПП

Компании, которые демонстрируют хорошие операционные показатели прибыли, всегда ищут роста капитализации. Тем более если с Alitalia помимо участия в одном альянсе - SkyTeam - "Аэрофлот" связывают какие-то другие отношения. В таком случае вхождение в акционерный капитал Alitalia для "Аэрофлота" может быть особенно выгодным.

Вообще, диверсификация такого рода - это не замена решения внутренних проблем, а органичный рост компании. Поэтому при правильном экономическом расчете я не вижу в этом ничего дурного.

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации

Это как раз тот случай, когда под прикрытием экспорта капитала осуществляется его бегство. А то, что этот капитал является государственным, выглядит особенно цинично.

Конечно, "Аэрофлоту" такая сделка открыла бы двери на новые рынки, то есть для него, как корпорации, это был бы выдающийся успех (точно так же, как и для ВТБ выдающимся успехом было приобретение 5% EADS - того консорциума, который ведет Airbas). Это дает возможности зарабатывать деньги на европейском рынке, выйти на те перевозки, которые пока не доступны "Аэрофлоту".

Я, как человек, который очень много летает не только по России, но и за границей, надеюсь, что "Аэрофлот" подтянет Alitalia до своего уровня. Мы привыкли ругать "Аэрофлот", но сегодня это совсем не плохая компания.

Но все это - логика корпораций. Если бы "Аэрофлот" был частной компанией (скажем, "Северсталью" или "ЛУКОЙЛом"), на этом можно было бы и остановиться. Но "Аэрофлот" - это госкомпания, которая должна не зарабатывать прибыль, а выполнять функции, нужные государству. Мы прекрасно знаем, в каком состоянии находятся внутренние перевозки в России и как у нас бьются самолеты. Иногда заходишь по трапу и, даже не будучи специалистом, понимаешь, что можешь не долететь, и становится страшно. Так что эти деньги можно было бы использовать внутри страны.

Алексей Леонов, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза

Лучше бы нас кто-то проинвестировал, ведь мы не знаем, как свои авиационные дела поправить.

Наш авиапром нуждается в очень серьезных вложениях. Например, Ту-214 почему-то не делают. Хотя если у "Аэрофлота" с Alitalia какая-то совместная компания… Скажем, мы туда вложили, а они нам авионику (приборное оборудование) будут делать, тогда это разумно. Ведь авионика, которую мы эти годы не делали, очень далеко вперед шагнула. Тут так сразу, с шашкой наголо, судить нельзя.

Александр Ворошило, народный артист России, предприниматель

А вдруг после этого Alitalia начнет у нас летать? И вместо того чтобы нам на гробах летать, может, на нормальных самолетах начнем? Коню понятно: покупка "Челси" российским инвестором не означает, что эта команда перейдет играть в российский чемпионат. Так и здесь.

Но я не уверен, что вкладывать эти деньги в наш авиапром было бы правильнее. То, что будет происходить с нашей авиапромышленностью, - дело далекого будущего. Даже такая мощная компания, как Airbus, не может построить в срок А380 - а там традиции, там все находится в гораздо более благополучном виде, чем у нас. И сколько же нужно лет, чтобы взять и воссоздать авиапром хотя бы на том уровне, каким он был? Не надо забывать также, что наши двигатели не всем требованиям отвечают....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка