О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Государство создает конкурента "Аэрофлоту"

Вскоре будет формально завершено создание объединенной частногосударственной компании в сегменте авиаперевозок с предварительным названием AiRUnion

Вскоре будет формально завершено создание объединенной частногосударственной компании в сегменте авиаперевозок с предварительным названием AiRUnion. В конце прошлой недели замглавы МЭРТ РФ Кирилл Андросов сообщил о скором подписании всех документов. Контрольный пакет акций компании останется у частных акционеров. На внутренних линиях AiRUnion может составить серьезную конкуренцию "Аэрофлоту".

Формальное согласие государства пропустить вперед частный капитал в управлении альянсом (по некоторым данным, соотношение доли государства и частников в новой компании составит 45 к 55%) ожидалось еще в конце прошлого года. Тогда председатель наблюдательного совета и крупнейший частный акционер AiRUnion Борис Абрамович пошел государству навстречу и подписал с ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" договор на поставку 15 региональных самолетов Sukhoi SuperJet-100 (SSJ) на сумму $400 млн. и опцион на 15 самолетов данного типа. В соответствии с документом поставка первого самолета запланирована на ноябрь 2008 года, а к середине 2010 года все 15 самолетов будут переданы AiRUnion. Притом что SuperJet пока существует в основном на бумаге, это была явная любезность в расчете на столь же любезный ответ.

Впрочем, волокита с документами - обычное дело. "На самом деле процедура подписания президентского указа с полным соблюдением всех требований по согласованию может занять больше года, - объясняет задержку ведущий аналитик агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. - А в случае с AiRUnion к бюрократической согласительной волоките прибавилась еще и недружественная позиция Росимущества".

Вражда Бориса Абрамовича и Росимущества в лице его главы Валерия Назарова имеют давние корни. В 2005 году Росимущество оспорило в суде облигационный заем "дочки" "КрасЭйр", ООО Air Bridge Zrt., на сумму 1,5 млрд. рублей. После этого ведомство Назарова заблокировало сделку по покупке десяти Ан-148, затем расторгло с подконтрольным компании аэропортом "Емельяново" договор о безвозмездном использовании государственного аэродрома. Наконец, в июле прошлого года Росимущество предложило Минтрансу, МЭРТу и ФАС создать на базе компаний, входящих в AiRUnion, нового перевозчика "Росавиасоюз". При этом подразумевалось, что контрольный пакет в новой организации должен принадлежать государству.

Однако на помощь Абрамовичу пришли глава МЭРТа Герман Греф и глава Минтранса Игорь Левитин. Они посоветовали Владимиру Путину одобрить структуру альянса, в соответствии с которой государству в холдинге принадлежало бы 42,2% акций, а стоимость пакета составила бы $110 млн.

Эта точка зрения взяла верх. Таким образом, сейчас альянс AiRUnion включает ОАО АК "КрасЭйр", ОАО "Домодедовские авиалинии" (ДАЛ), ОАО "Авиакомпания "Омскавиа", ОАО "Авиакомпания "Самара" и ООО "Сибавиатранс". Доля частных инвесторов в альянсе будет увеличена за счет ЗАО "AiRUnion-RRJ", специально созданного для управления парком самолетов SSJ-100. А в конце января AirBridge Zrt. выиграло тендер по продаже венгерской авиакомпании Malev.

Несмотря на европейский поход Бориса Абрамовича и перспективы выстроить эффективную связь между Россией и странами Восточной Европы, главной козырной картой компании станет конкуренция с "Аэрофлотом" на внутренних линиях. "Существуют маршруты, на которых AiRUnion будет напрямую конкурировать с "Аэрофлотом", например ключевые сибирские города: Новосибирск, Красноярск, Иркутск, некоторые другие, - считает Олег Пантелеев. - Из этих городов есть рейсы, на которые загрузка неполная, а есть рейсы, на которые билет купить очень трудно". В последнем случае речь идет о московских и петербургских рейсах. И здесь усиление позиций нового игрока вполне возможно.

Другой сегмент, на который претендует Борис Абрамович, - внутренние межсибирские перелеты. "Например, сегодня, чтобы перелететь из Томска в Барнаул, надо лететь через Москву, - поясняет Олег Пантелеев. - И тут Абрамович может стать первым". Тем более что операционные базы альянса помимо "Домодедово" находятся в Красноярске и Самаре.

Интерес к новому альянсу проявляют участники глобального рынка. Компания Lufthansa предложила AiRUnion войти в Star Alliance. Ранее Star Alliance делал аналогичное предложение и "Аэрофлоту". Однако госкомпания отдала предпочтение международному альянсу авиаперевозчиков SkyTeam, возглавляемому французской авиакомпанией Air France. Если AiRUnion примет предложение Star Alliance, то два российских перевозчика станут конкурировать и на мировом рынке....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка