О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

У "Аэрофлота" появится частный конкурент, стоит ли ожидать ценового демпинга

В России может появиться новая авиакомпания - конкурент "Аэрофлота". Как сообщил замглавы Минэкономразвития К.Андросов, речь идет о создании объединенной компании AiRUnion

В России может появиться новая авиакомпания - конкурент "Аэрофлота". Как сообщил в конце минувшей недели замглавы Минэкономразвития Кирилл Андросов, речь идет о создании объединенной компании AiRUnion. В нее войдут нынешние KrasAir, "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс". По словам К.Андросова, подписание документа готовится в самое ближайшее время. "Будут приняты необходимые распорядительные акты", - заявил он.

Хотя, по словам чиновников, контрольный пакет нового альянса будет частным, себя государство тоже не забудет. По предварительной информации, на частников придется 55 проц, а государство "заберет" себе 45 проц. По словам К.Андросова, появившаяся на рынке крупная компания сможет напрямую конкурировать с "Аэрофлотом" - главным государственным перевозчиком, контрольный пакет в котором принадлежит государству.

Напомним, речь о создании новой частной компании на рынке авиаперевозчиков ведется уже не первый год. В свое время в необходимости появления такого альянса частных перевозчиков Кремль убедил гендиректор KrasAir Борис Абрамович. Именно он придумал схему соотношения государственного и частного капитала в AiRUnion - 45:55. Этому активно противилось Росимущество. По планам этого ведомства, контрольный пакет KrasAir должен перейти "Аэрофлоту" в обмен на акции допэмиссии. Приглашенный Росимуществом аудитор - компания "Пачоли" - провела оценку активов альянса и посчитала, что государство в будущем холдинге должно иметь более 50 проц. Такое решение Б.Абрамовича не устроило. В правительстве решали долго, и, как мы видим, в конце склонились к варианту главы KrasAir. В самом конце октября администрация президента согласовала предложенную Абрамовичем схему холдинга. Со своей стороны, Б.Абрамович тоже пошел государству навстречу и подписал с ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" договор на поставку 15 региональных самолетов SuperJet-100 на сумму 400 млн долл, а также опцион на 15 самолетов данного типа. Первая поставка самолета запланирована на ноябрь будущего года, а полностью передача SuperJet-100 в рамках договора состоится к 2010 г. Эксперты оценили этот договор, как "любезность в обмен на любезность", поскольку SuperJet-100 пока является "самолетом будущего", то есть существует лишь на бумаге.

Пока же компания как бы есть, но в то же время ее как бы в полной мере и нет. В настоящее время альянс AiRUnion представляет собой пять юридически самостоятельных авиакомпаний, взаимодействующих на основании договора о партнерстве, рассказал ПРАЙМ-ТАСС аналитик "ФИНАМ" Владимир Сергиевский. Государству принадлежит 51% акций KrasAir, 50% "Домодедовских авиалиний и 46,5% "Самары". "Омскавиа" и "Сибавиатранс" являются на 100% частными компаниями. В рамках альянса координируется маршрутная сеть, существует единая база перевозчиков, "общая" продажа авиабилетов, рассказал В.Сергиевский. При необходимости пассажира, которому не хватило места, могут перевести на борт другой компании, летящий в том же направлении. В распоряжении пяти компаний в совокупности находятся около 100 самолетов.

Впрочем, сравнение с "Аэрофлотом" при ближайшем рассмотрении выглядит по меньшей мере некорректно. Стоит хотя бы взглянуть на статистику. В 2006 г участники альянса, по оценкам экспертов, перевезли около 3,3 млн. пассажиров. А "Аэрофлот", с которым AiRUnion собралась конкурировать, в прошлом году перевез 7,3 млн. человек. Скорее, уместно говорить о конкуренции с "Сибирью". Этот второй крупнейший перевозчик в России перевоз в прошлом году около 5 млн. человек. К тому же "Аэрофлот", как известно, проводит политику на укрупнение и консолидирует активы. В частности, сейчас "Аэрофлот" ведет работу по созданию дочерней компании на Дальнем Востоке.

Впрочем, по оценкам экспертов, AiRUnion будет стоить около 0,5 млрд. долл. и займет 4-е место по капитализации среди авиаперевозчиков после "Аэрофлота", "Сибири" и "Трансаэро". Как заявил в эфире радиостанции "Сити-FM" независимый авиаэксперт Николай Якубович, это очень полезное событие во многих отношениях. AiRUnion следует рассматривать не столько как конкурента "Аэрофлоту", сколько как попытку укрупнения авиакомпаний. Сегодня в России действуют свыше 200 авиакомпаний, и объединение позволит им, в частности, более активно обновлять свой самолетный парк. Такое укрупнение способствует и безопасности полетов. Компании получают возможность вовремя ремонтировать самолеты, и при необходимости заменять борт не только за счет своих дополнительных ресурсов, но и за счет авиапарка партнеров.

По оценке В.Сергиевского, эффект от появления нового холдинга будет, безусловно, положительным. Увеличится конкуренция на рынке авиаперевозок, что выгодно отразится на рядовых клиентах. Что касается других крупных перевозчиков, то для них эта новость, безусловно, носит негативный характер. Они получают в качестве конкурента крупного игрока, имеющего возможность консолидировать серьезные ресурсы. Однако объединение произойдет не быстро. Хотя принципиальное решение принято, необходима оценка стоимости каждого участника холдинга, а также предстоит еще целый ряд технических сложностей. Если с точки зрения государства не будет никаких сдерживающих моментов и юридических препон, то для процесса объединения потребуется полгода-год, полагает эксперт.

Сейчас альянс, еще не узаконенный законодательно, уже является конкурентом "Аэрофлота", считает В.Сергиевский. По крайней мере, в том, что касается сектора внутренних перевозок. Однако конкурентов здесь у "Аэрофлота" уже немало, и, если судить по статистике, уместнее было бы сравнивать AiRUnion с "Сибирью". Эта компания лидирует на рынке внутренних перевозок, однако, судя по всему, и до ее объемов новому перевозчику придется добираться не один год. Если, разумеется, государство, поддержавшее идею, не поможет холдингу "административным ресурсом" и инвестициями.

Что касается международных перевозок, то здесь "Аэрофлот" пока является безусловным лидером. И "расти" до него всем остальным нужно долго - как по качеству обслуживания, так и с точки зрения ценовой политики. Разумеется, KrasAir сейчас активно наращивает свою активность на внешнем направлении, однако до того, как перевозчики смогут хотя бы начать конкурировать, должно пройти несколько лет. Ведь вновь созданный холдинг должен привлечь для этого серьезные инвестиции и обновить авиапарк, а также продумать введение дополнительных рейсов. Кроме того, AiRUnion должен набрать собственную клиентскую базу. Ведь существует немало людей, которые привыкли летать самолетами "Аэрофлота", и этот стереотип новому перевозчику еще предстоит переломить.

В целом можно сделать вывод, что "европейские амбиции" Б.Абрамовича и его намерение всерьез и надолго обосноваться на рынке авиаперевозок в страны Восточной Европы могут натолкнуться на целый ряд препятствий. В результате компании придется для начала наращивать перевозки преимущественно на внутренних линиях. Например, на перевозках пассажиров из Москвы и Санкт-Петербурга в "основные" сибирские города, такие, как Новосибирск, Омск, Иркутск и т.д. Во-первых, многие участники холдинга этот рынок уже неплохо изучили, а во-вторых, именно здесь есть повышенный уровень спроса. Часто из этих городов очень сложно приобрести билеты на рейсы в "обе столицы". Еще один сегмент рынка, на котором AiRUnion может стать первым - внутрисибирские перевозки. Сейчас нередко из одного сибирского города в другой можно попасть лишь через Москву, а это долго, дорого и неудобно. Возможности для налаживания такого сообщения у холдинга есть.

А вот относительно "ценового вопроса" остается только гадать. С одной стороны, согласно общемировым экономическим законам, конкуренция предполагает снижение цен. С другой, в России своя специфика. По мнению В.Сергиевского, "Сибирь" уже неплохо сыграла на снижении цен, и никакого нового падения ждать не следует. Безусловно, AiRUnion сможет сыграть на разовых снижениях, в рамках рекламных акций, но о глобальном снижении речи быть не может. Тем более, на развитие компании сейчас необходимы немалые средства, так что работать себе в убыток она просто не сможет позволить. По крайней мере, в первое время....
Авторские права на данный материал принадлежат «ПРАЙМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка