RBC Daily
12 апреля 2007, 14:42
Корабль учится летать
Авиационные технологии постепенно перекочевывают в судостроение. Первые грузовые суда, выполненные с применением авиационных технологий, должны выйти из цехов предприятий в течение ближайшего десятилетия
В марте этого года американская компания Maritime Flight Dynamics начала испытания нескольких образцов корабля нового поколения Sea Phantom. При его проектировании инженеры фирмы использовали опыт авиастроителей, накопленный при создании самолетов, у которых корпус является одним большим несущим крылом. (Именно такая схема была реализована в революционном бомбардировщике-невидимке В-2). "Вода - это такая же среда, как и воздух, и в ней действуют в точности такие же законы механики, - рассказывает главный инженер проекта, основатель компании Maritime Flight Dynamics Дэвид Борман. - Подводные крылья использовались и ранее, но их применение было связано с рядом трудностей. Мы пошли по другому пути и предложили использовать в качестве крыла сам корпус аппарата. Подъемная сила у Sea Phantom обеспечивается изменяемой конфигурацией самого корпуса, что позволяет ему развивать бешеную скорость даже при очень опасных волнах".
Разработка корабля началась в середине 90-х годов. На работы было затрачено примерно 1,2 млн. долл. И несколько образцов уже выкатились со стапелей завода. Sea Phantom похож скорее на выходца из бездны - морского дьявола или на какое-то неведомое животное, чем на творение рук человеческих. Покатые черные формы, как у кита, завораживают случайных свидетелей испытаний. 10-метровый аппарат рассчитан на пятерых членов экипажа. А 500-сильный двигатель позволяет ему развивать скорость до 190 км/ч. При достижении скорости 50 км/ч конфигурация корпуса меняется и в пространстве между днищем и водой создается подъемная сила. Вес корабля снижается, и он отрывается от поверхности. Чтобы удержаться на траектории движения, из днища выдвигаются 1,8-метровые лыжи, которые используются в качестве рулей. Как заявляют производители, чем выше скорость корабля, тем меньше объем потребляемого им топлива. Летя над водой, судно затрачивает горючего в пять раз меньше. "Новые технологии в судостроении на некоторых больших судах уже позволяют снизить сопротивление воды до 25%, - сказал РБК daily помощник директора по связям с общественностью ЦНИИ судостроения им. академика Крылова Андрей Романченко. - И в первую очередь эти разработки опробуются в военных программах".
Американская компания M Ship Co. по заказу ВМФ США ведет разработку необычного военного корабля M80 Stiletto. Его 24-метровый корпус полностью выполнен в форме тримарана из углеродных композитов и различных видов пластмасс. Нижняя часть корпуса спроектирована так же в форме несущего крыла. Из-за чего Stiletto способен не только нестись над водной гладью на максимальной скорости около 100 км/ч, но и оставлять за собой небольшой кильватерный след. Дело в том, что суда, созданные по технологии "Стелс", обнаруживаются радарами по широкому кильватерному следу. Уменьшение следа соответственно способно снизить его радиозаметность.
На борт Stiletto может взять 5 т груза или 12 морских пехотинцев с полной выкладкой и даже несколько беспилотных летательных аппаратов. Предназначен он для проведения секретных операций в тылу противника. Стоимость Stiletto составляет 6 млн. долл., и по итогам испытаний будет решаться вопрос о принятии корабля на вооружение флота США.
Но, пожалуй, самый экстравагантный проект реализовала новозеландская компания Earthrace. Судно с одноименным названием так же имеет крылья и способно не только двигаться с высокой скоростью, но и при волнении моря прокалывать волны насквозь. Заостренный будто стрела тримаран относится к типу так называемых "протыкашек". Его ноc специально имеет небольшую плавучесть, и при накатывании волны он практически не поднимается вверх, а пробивает ее. В этом году четыре смельчака пытались побить на корабле рекорд скоростной кругосветки и обогнуть земной шар всего за 65 дней, побывав при этом в целом ряде портов Тихого, Индийского и Атлантического океанов. Но после нескольких недель путешествия около берегов Южной Америки ночью судно натолкнулось на рыбацкую лодку и потопило ее. Погиб человек. И до завершения расследования корабль и его члены экипажа оказались под арестом в Гватемале.
"Проект судна, прокалывающего волны, существует и в России, - продолжает Андрей Романченко. - Он разработан в Центральном НИИ судостроения в Санкт-Петербурге". Корабль с рабочим названием WPO тоже предлагается делать как тримаран с длинным центральным носом. Правда, грузоподъемность российского "протыкателя" побольше новозеландского аналога. На борт он может принять до 450 пассажиров. Однако из-за больших размеров скорость корабля снизилась до 70 км/ч.
"Чем больше корабль, тем выше сопротивление воды, что ведет к сокращению скорости, - отмечает в беседе с РБК daily главный конструктор фирмы-разработчика экранопланов ЗАО "КБ Термоплан" Юрий Ишков. - Чтобы преодолеть этот конструктивный недостаток, инженеры поднимают корабли еще выше в воздух. Помочь в этом может так называемый экранный эффект, реализованный в кораблях-самолетах, то есть в экранопланах".
Российская компания ЗАО "КБ Термоплан" взялась за проектирование, возможно, самого большого экраноплана в мире - грузоподъемностью 2 тыс. т. По словам г-на Ишкова, он представляет собой симбиоз уже существующего самолета "Руслан" и морского тримарана. Расчетная скорость такого судна уже превышает 500 км/ч. Основу экраноплана составляют три фюзеляжа от "Руслана", накрытых сверху прогулочной палубой. Основные грузовые отсеки и каюты пассажиров размещаются в корпусах самолетов. Крылья, создающие экранный эффект, тоже применены от "Руслана". По оценкам разработчиков, это сильно удешевит конструкцию. В пассажирском варианте экраноплан способен взять на борт более 1,5 тыс. пассажиров. Военный же образец может переоборудоваться в скоростной авианосец, хранящий в своем чреве до 25 самолетов.
Кроме этого экранопланы разрабатываются в Нижнем Новгороде на судостроительном заводе "Волга". Их детище - экраноплан "Спасатель" - имеет водоизмещении больше 400 т и развивает крейсерскую скорость до 550 км/ч. Дальность плавания-полета до 3 тыс. км. "Классические суда, выполненные по схеме "лодка", уже подошли к венцу своего развития, - поясняет Юрий Ишков. - Слишком низкие скорости уже не всегда удовлетворяют заказчиков. Самолеты обеспечить гигантский грузопоток не в состоянии. Их место должны занять грузовые экранопланы, которые могут поднимать в 10-20 раз больший вес и двигаться со скоростью, сравнимой с самолетной. Существующие образцы могут преодолевать волнение моря до шести баллов. И по нашим расчетам, первые грузовые экранопланы должны появиться на морях через 6-10 лет"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2025
В январе 2026 г. открывается новое направление из а/п Чебоксары им. А.Г. Николаева
Декабрь 24, 2025
Дополнительные электрички свяжут столицу Татарстана и аэропорт
Декабрь 24, 2025
В аэропорт "Байкал" прилетел "Руслан"
Декабрь 24, 2025
Рейс особой важности - в аэропорт "Казань" прибыли Дед Мороз и Снегурочка