О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Корабль учится летать

Авиационные технологии постепенно перекочевывают в судостроение. Первые грузовые суда, выполненные с применением авиационных технологий, должны выйти из цехов предприятий в течение ближайшего десятилетия

Авиационные технологии постепенно перекочевывают в судостроение. Прежние конструкции, применяемые человечеством уже не одну тысячу лет, уже не могут удовлетворять потребностей индустриального общества. Потребовались корабли, обладающие более скоростными характеристиками. Их разработки ведутся во многих странах мира. Как отмечают специалисты, первые грузовые суда, выполненные с применением авиационных технологий, должны выйти из цехов предприятий в течение ближайшего десятилетия.

В марте этого года американская компания Maritime Flight Dynamics начала испытания нескольких образцов корабля нового поколения Sea Phantom. При его проектировании инженеры фирмы использовали опыт авиастроителей, накопленный при создании самолетов, у которых корпус является одним большим несущим крылом. (Именно такая схема была реализована в революционном бомбардировщике-невидимке В-2). "Вода - это такая же среда, как и воздух, и в ней действуют в точности такие же законы механики, - рассказывает главный инженер проекта, основатель компании Maritime Flight Dynamics Дэвид Борман. - Подводные крылья использовались и ранее, но их применение было связано с рядом трудностей. Мы пошли по другому пути и предложили использовать в качестве крыла сам корпус аппарата. Подъемная сила у Sea Phantom обеспечивается изменяемой конфигурацией самого корпуса, что позволяет ему развивать бешеную скорость даже при очень опасных волнах".

Разработка корабля началась в середине 90-х годов. На работы было затрачено примерно 1,2 млн. долл. И несколько образцов уже выкатились со стапелей завода. Sea Phantom похож скорее на выходца из бездны - морского дьявола или на какое-то неведомое животное, чем на творение рук человеческих. Покатые черные формы, как у кита, завораживают случайных свидетелей испытаний. 10-метровый аппарат рассчитан на пятерых членов экипажа. А 500-сильный двигатель позволяет ему развивать скорость до 190 км/ч. При достижении скорости 50 км/ч конфигурация корпуса меняется и в пространстве между днищем и водой создается подъемная сила. Вес корабля снижается, и он отрывается от поверхности. Чтобы удержаться на траектории движения, из днища выдвигаются 1,8-метровые лыжи, которые используются в качестве рулей. Как заявляют производители, чем выше скорость корабля, тем меньше объем потребляемого им топлива. Летя над водой, судно затрачивает горючего в пять раз меньше. "Новые технологии в судостроении на некоторых больших судах уже позволяют снизить сопротивление воды до 25%, - сказал РБК daily помощник директора по связям с общественностью ЦНИИ судостроения им. академика Крылова Андрей Романченко. - И в первую очередь эти разработки опробуются в военных программах".

Американская компания M Ship Co. по заказу ВМФ США ведет разработку необычного военного корабля M80 Stiletto. Его 24-метровый корпус полностью выполнен в форме тримарана из углеродных композитов и различных видов пластмасс. Нижняя часть корпуса спроектирована так же в форме несущего крыла. Из-за чего Stiletto способен не только нестись над водной гладью на максимальной скорости около 100 км/ч, но и оставлять за собой небольшой кильватерный след. Дело в том, что суда, созданные по технологии "Стелс", обнаруживаются радарами по широкому кильватерному следу. Уменьшение следа соответственно способно снизить его радиозаметность.

На борт Stiletto может взять 5 т груза или 12 морских пехотинцев с полной выкладкой и даже несколько беспилотных летательных аппаратов. Предназначен он для проведения секретных операций в тылу противника. Стоимость Stiletto составляет 6 млн. долл., и по итогам испытаний будет решаться вопрос о принятии корабля на вооружение флота США.

Но, пожалуй, самый экстравагантный проект реализовала новозеландская компания Earthrace. Судно с одноименным названием так же имеет крылья и способно не только двигаться с высокой скоростью, но и при волнении моря прокалывать волны насквозь. Заостренный будто стрела тримаран относится к типу так называемых "протыкашек". Его ноc специально имеет небольшую плавучесть, и при накатывании волны он практически не поднимается вверх, а пробивает ее. В этом году четыре смельчака пытались побить на корабле рекорд скоростной кругосветки и обогнуть земной шар всего за 65 дней, побывав при этом в целом ряде портов Тихого, Индийского и Атлантического океанов. Но после нескольких недель путешествия около берегов Южной Америки ночью судно натолкнулось на рыбацкую лодку и потопило ее. Погиб человек. И до завершения расследования корабль и его члены экипажа оказались под арестом в Гватемале.

"Проект судна, прокалывающего волны, существует и в России, - продолжает Андрей Романченко. - Он разработан в Центральном НИИ судостроения в Санкт-Петербурге". Корабль с рабочим названием WPO тоже предлагается делать как тримаран с длинным центральным носом. Правда, грузоподъемность российского "протыкателя" побольше новозеландского аналога. На борт он может принять до 450 пассажиров. Однако из-за больших размеров скорость корабля снизилась до 70 км/ч.

"Чем больше корабль, тем выше сопротивление воды, что ведет к сокращению скорости, - отмечает в беседе с РБК daily главный конструктор фирмы-разработчика экранопланов ЗАО "КБ Термоплан" Юрий Ишков. - Чтобы преодолеть этот конструктивный недостаток, инженеры поднимают корабли еще выше в воздух. Помочь в этом может так называемый экранный эффект, реализованный в кораблях-самолетах, то есть в экранопланах".

Российская компания ЗАО "КБ Термоплан" взялась за проектирование, возможно, самого большого экраноплана в мире - грузоподъемностью 2 тыс. т. По словам г-на Ишкова, он представляет собой симбиоз уже существующего самолета "Руслан" и морского тримарана. Расчетная скорость такого судна уже превышает 500 км/ч. Основу экраноплана составляют три фюзеляжа от "Руслана", накрытых сверху прогулочной палубой. Основные грузовые отсеки и каюты пассажиров размещаются в корпусах самолетов. Крылья, создающие экранный эффект, тоже применены от "Руслана". По оценкам разработчиков, это сильно удешевит конструкцию. В пассажирском варианте экраноплан способен взять на борт более 1,5 тыс. пассажиров. Военный же образец может переоборудоваться в скоростной авианосец, хранящий в своем чреве до 25 самолетов.

Кроме этого экранопланы разрабатываются в Нижнем Новгороде на судостроительном заводе "Волга". Их детище - экраноплан "Спасатель" - имеет водоизмещении больше 400 т и развивает крейсерскую скорость до 550 км/ч. Дальность плавания-полета до 3 тыс. км. "Классические суда, выполненные по схеме "лодка", уже подошли к венцу своего развития, - поясняет Юрий Ишков. - Слишком низкие скорости уже не всегда удовлетворяют заказчиков. Самолеты обеспечить гигантский грузопоток не в состоянии. Их место должны занять грузовые экранопланы, которые могут поднимать в 10-20 раз больший вес и двигаться со скоростью, сравнимой с самолетной. Существующие образцы могут преодолевать волнение моря до шести баллов. И по нашим расчетам, первые грузовые экранопланы должны появиться на морях через 6-10 лет"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка