О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

SuperJet перекрыл Bombardier дорогу в Казань. АК "Татарстан" пристраивает канадские самолеты на зарубежные рынки

Национальная авиакомпания "Татарстан" ищет зарубежных арендаторов для канадских самолетов Bombardier, которые она приобрела для обновления своего парка

Национальная авиакомпания "Татарстан" ищет зарубежных арендаторов для канадских самолетов Bombardier, которые она приобрела для обновления своего парка. Как пояснил "ВиД" генеральный директор АК "Татарстан" Магомед Закаржаев, поиски альтернативных рынков использования лайнеров связаны с проблемами их сертификации в России. Эксперты не исключают, что авиационные власти намеренно тормозят сертификацию CRJ 900, который является прямым конкурентом активно лоббируемого российским правительством самолета SuperJet-100.

Вчера генеральный директор ОАО "Авиакомпания "Татарстан" Магомед Закаржаев рассказал "ВиД", что АК приступила к переговорам с потенциальными зарубежными эксплуатантами авиатехники по поводу передачи им в аренду канадских самолетов Canadian Regional Jet (CRJ) 900. Первые два из них АК должна получить в рамках контракта уже в апреле, остальные четыре - до конца этого года. Контракт на поставку шести новых региональных самолетов CRJ 900 ОАО "Нур-авиа" (является владельцем АК "Татарстан") и канадская Bombardier Aerospace подписали в ноябре прошлого года в Казани. Сумма контракта составляет $138 млн (без учета таможенных и других платежей) при стоимости одного самолета в $23 млн. Стороны предусмотрели также опцион на покупку 4 CRJ 900, поставка которых запланирована на 2008 год.

Из досье "ВиД".

АК "Татарстан"
является базовым авиаперевозчиком Татарстана. В парке АК 6 самолетов Як-42, 1 - Як-40, 3 - Ту-154, 4 - Ту-134 и 2 - Ан-24.

Среднемагистральный пассажирский самолет для местных авиалиний CRJ 900 производства компании Bombardier рассчитан на перевозку 86-90 пассажиров, дальность полета - 3,7 тыс. км, крейсерская скорость - 850 км/ч.


По словам Магомеда Закаржаева, ОАО "Нур-авиа" уже внесло предусмотренный контрактом авансовый платеж на поставку самолетов, остальную сумму готовится внести до конца этого года. Планировалось, что CRJ 900 пойдут на замену устаревшим самолетам "Татарстана", прежде всего Ту-134 и Як-42. Таким образом, в результате всей сделки АК рассчитывала обновить свой авиапарк почти на две трети.

Однако эти планы оказались под угрозой срыва. Как пояснил Магомед Закаржаев, компания вынуждена искать для эксплуатации CRJ 900 зарубежные рынки из-за возникших проблем с сертификацией канадского самолета.

Дело в том, что семейство CRJ не сертифицировано для эксплуатации в России, казанский контракт стал первой российской сделкой по покупке этих самолетов. Производитель должен получить в Межгосударственном авиационном комитете (МАК, Москва) сертификат типа воздушного судна, дающий CRJ право на осуществление полетов в РФ. Участники сделки полагали, что проведение этой процедуры не займет много времени (два-три месяца) и не повлияет на планы АК по обновлению своего авиапарка. "Bombardier уже имеет российский сертификат типа на свой самолет Challenger, два из которых эксплуатируются в нашей республике, так что у компании вряд ли возникнут проблемы с получением сертификата для CRJ 900", - говорил "ВиД" заместитель руководителя Татарского управления Росавианадзора Владимир Щербаков. Магомед Закаржаев считал, что Bombardier сможет завершить сертификацию в начале этого года.

"Заявка на сертификацию канадского самолета в соответствующие органы отправлена давно, но они (МАК. - "ВиД") не предпринимают для этого никаких действий", - сказал гендиректор АК "Татарстан". Он отметил, что официального отказа на проведение сертификации CRJ от МАК не было, но не исключил, что процедура может затянуться на год или более, что обесценит сделку. Поэтому АК решила искать альтернативные рынки для использования приобретаемых самолетов. Магомед Закаржаев не уточнил, с компаниями каких стран ведутся переговоры об аренде самолетов, отметив лишь, что интерес к CRJ 900 на зарубежных рынках "очень большой".

В МАК не стали комментировать ситуацию с сертификацией Bombardier. По информации источников "ВиД", в Bombardier считают, что их самолеты не получат российскую сертификацию.

Участники рынка не исключают, что проблема Bombardier связана с активно лоббируемым сейчас российским правительством проектом регионального самолета Sukhoi SuperJet-100 (SSJ), реализуемого ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС, дочерняя компания госхолдинга "Сухой"). "Bombardier и SuperJet являются прямыми конкурентами по эксплуатационным и ценовым характеристикам (вместимость SSJ - 75-95 мест, каталожная цена - от $27 млн. - "ВиД"), поэтому неудивительно, что власти не хотят "пускать" канадский самолет в Россию перед началом запуска своего проекта", - сказал "ВиД" представитель одной из авиакомпаний. "При выборе самолета местному авиаперевозчику стоило учесть политику в области авиастроения, которая в последнее время направлена на обеспечение компаний воздушными судами отечественного производства", - считает председатель Совета директоров группы компаний "Тулпар" Азат Хаким. При этом эксперты указывают, что АК "Татарстан", даже при желании купить SuperJet, уже не сможет сделать это быстро. По планам ГСС, серийный выпуск SSJ начнется в 2008 году. Первые 30 самолетов по контракту с ГСС получит "Аэрофлот" (поставки начнутся в ноябре 2008 года), 10 самолетов заказала "ФЛК", 15 - AiRUnion, 6 - "Дальавиа". На прошлой неделе старший вице-президент ГСС Максим Гришанин заявил, что компания обеспечена контрактами на период с 2008 по 2010 годы и в настоящее время "принимает заказы на конец 2010 года и далее"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время и деньги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка