О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Израильские ВВС готовились сбить американский лайнер

Израильские истребители чуть было не сбили американский пассажирский самолет, посчитав, что он захвачен террористами

Израильские истребители чуть было не сбили американский пассажирский самолет, посчитав, что он захвачен террористами. Драма разыгралась из-за того, что при входе в воздушное пространство Израиля пилот авиакомпании США Continental Airlines своевременно не вышел на связь с авиадиспетчерами в Тель-Авиве. Не успей экипаж в последнюю минуту отреагировать на позывные летчиков-истребителей, в небе над Израилем погибли бы свыше 250 человек.

Драма, которая чуть было не стоила жизни более чем двумстам пассажиров, разыгралась над Средиземным морем в среду днем. Подлетая к границам Израиля, пассажирский Boeing 777 американской авиакомпании Continental Airlines, выполнявший рейс по маршруту Ньюарк-Тель-Авив, не вышел, как положено, на связь с авиадиспетчерами международного аэропорта Бен-Гурион. Все попытки израильских диспетчерских служб установить контакт с лайнером, находившимся на тот момент в пяти минутах лета до Израиля, закончились безрезультатно.

Отсутствие связи с кабиной пилота не на шутку встревожило израильтян, заподозривших, что лайнер захвачен террористами. По израильским законам, в такой ситуации самолет с заложниками положено сбить, чтобы избежать более значительных жертв на земле. Об инциденте были тут же поставлены в известность премьер Израиля Эхуд Ольмерт, министр обороны Амир Перец и начальник израильского генштаба Габи Ашкенази. "С момента, когда мы потеряли с самолетом связь, мы расценивали инцидент в качестве возможного террористического акта", - рассказал позже журналистам анонимный источник в командовании израильских ВВС.

По тревоге для перехвата авиалайнера в воздух были подняты два истребителя F15 и два - F16. Когда истребители приблизились к самолету, он находился уже в 15 км от территории Израиля и на принятие решения у израильских летчиков оставались считанные секунды. Однако в последний момент пилот американского авиасудна все-таки вышел на связь. Оттеснив пассажирский лайнер на запад и удостоверившись в том, что с экипажем и пассажирами самолета все в порядке, истребители дали пилоту разрешение на посадку. В 16.30 по местному времени, с небольшим отставанием от графика Boeing, пассажиры которого даже не подозревали о том, что их жизнь висела на волоске, приземлился в аэропорту Бен-Гурион. Пилот самолета был задержан властями для выяснения причин, по которым он вовремя не вышел на связь.

Отметим, что о возможности сбивать пассажирские самолеты в случае их захвата террористами в мире всерьез заговорили сразу после событий 11 сентября 2001 года. Законы, позволяющие идти на эту крайнюю меру, были приняты в США, Польше и Индии. В 2005 году закон об авиабезопасности, санкционирующий уничтожение захваченных террористами лайнеров, был подписан президентом Германии Хорстом Келером, однако на следующий год федеральный конституционный суд признал этот закон антиконституционным. В начале 2006 года к странам, допускающих такой метод борьбы с терроризмом, присоединилась Россия: право сил ПВО сбивать самолеты, захваченные террористами, зафиксировано в законе "О противодействии терроризму".

В Израиле самолеты с террористами на борту было разрешено сбивать задолго до трагедии 11 сентября. Один раз это привело к весьма печальным последствиям. В 1973 году ВВС Израиля сбили над Синаем ливийский гражданский самолет, который вторгся в израильское воздушное пространство из-за потери ориентации в условиях песчаной бури. Погибли 108 человек. Тогда частичным оправданием действиям израильтян служило то, что незадолго до инцидента израильская разведслужба "Моссад" предупреждала о планах боевиков "Организации освобождения Палестины" угнать пассажирский самолет, чтобы обрушить его на Тель-Авив. Тем не менее, мировое сообщество, для которого в те годы проблема терроризма не была столь актуальна, как сейчас, подвергло Израиль резкой критике....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка