О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Главное решить, что выводить на биржу"

Интервью с президентом ГК "Волга-Днепр" А.Исайкиным

Акционеры авиакомпании "Волга-Днепр" на протяжении нескольких лет не могут найти взаимопонимания. Бизнесу перевозчика ничего не угрожает, но на репутации авиакомпании негативно сказываются корпоративные конфликты. Акционеры уже не смогли, как планировалось в начале 2007 года, провести IPO. Они обвинили менеджмент авиакомпании в утаивании прибыли и выводе парка самолетов Ан-124 "Руслан", а также лицензий с баланса ЗАО "Авиакомпания "Волга-Днепр". До последнего времени менеджмент авиакомпании не отвечал напрямую на претензии акционеров. О том, что будет дальше, Сергею Старикову рассказал президент группы компаний "Волга-Днепр" Алексей Исайкин.

- Алексей Иванович, каковы основные направления развития авиакомпании?

- Я бы, скорее, говорил обо всей группе компаний. В настоящее время в нее входят две авиакомпании: "Волга-Днепр", специализирующаяся на чартерных перевозках с использованием рамповых грузовых самолетов Ан-124 и Ил-76, и авиакомпания "ЭйрБридж Карго" (AirBridgeCargo-ABC), осуществляющая регулярные перевозки грузов с применением грузовых версий Boeing 747 и других самолетов меньшей размерности. Удельный вес этих компаний в общем объеме группы составляет более 70%.

В секторе чартерных перевозок главную ставку мы делаем на наш основной самолет - Ан-124-100 "Руслан". В силу этого мы намерены серьезно заниматься его модернизацией и повышением эффективности перевозок на нем. В частности, мы продвигаем проект возобновления производства этого самолета. Соответствующие заявки были направлены в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) и Минпромэнерго. Сейчас уже ведутся переговоры с "Авиастаром" о достройке двух самолетов Ан-124. В данный момент проходит стадия определения технического лица самолета, стадии незавершенного производства и круга поставщиков комплектующих.

Кроме того, большие планы связаны с эксплуатацией самолетов Ил-76. В прошлом году мы ввели первую модернизированную машину Ил-76-ТД200ВД, в третьем или четвертом квартале 2007 года будет готова вторая машина. Сейчас мы собираемся подписать контракт на еще три машины Ил-76. Пять машин - это тот операционный минимум, который позволяет эффективно эксплуатировать данные самолеты и дает возможность вести переговоры о долгосрочных контрактах.

Что же касается регулярных перевозок, то здесь основной упор мы делаем на обновление парка. Сейчас мы выводим из парка старые Boeing 747. Эти самолеты позволили запустить бизнес регулярных перевозок с минимальными рисками. Теперь речь идет о повышении эффективности этого бизнеса. Что будет обеспечиваться более современными и производительными модификациями Boeing 747-400ERF и Boeing 747-8F. Поступление Boeing 747-400ERF ожидается в конце этого года, а 747-8F - с 2008 года.

- Во сколько обойдется "Волга-Днепр" строительство двух недостроенных "Русланов", на какой стадии находится данный проект?

- Стоимость достройки самолетов сейчас определяется совместной рабочей группой "Авиастара" и "Волга-Днепр". По предварительным ожиданиям стоимость будет не ниже 60-70 млн. долл.

- Это дорого?

- Как сказать. Предыдущий самолет стоил 30 млн. долл., и получается, что теперь такая же машина будет стоить в два раза дороже. В связи с тем, что предполагается практически удвоить срок эксплуатации и сократить в два раза численность летного экипажа, мы рассчитываем, что эти самолеты окупят себя.

- За счет чего будет финансироваться этот проект?

- Мы надеялись, что часть затрат на подготовку производства и инфраструктуры профинансирует государственный бюджет. Что касается самих самолетов, мы можем привлечь российские банки или лизинговые компании.

- А будет ли ОАК заниматься восстановлением производства самолетов?

- Мы не слышали о том, что ОАК не будет заниматься "Русланами". Кроме того, мне известно, что существует поручение президента Владимира Путина руководству авиапрома сохранить компетенцию России в области производства сверхтяжелых грузовых самолетов. Мы знаем, что предоставленный в ОАК бизнес-план проекта возобновления производства Ан-124 находится на изучении.

- Сообщалось, что интерес к производству "Русланов" проявляет американский Boeing?

- Я думаю, что имелась в виду долгосрочная заинтересованность Boeing в перевозках с использованием Ан-124 в логистике компонентов Boeing 787 Dreamliner. Это отражено в подписанном в марте этого года договоре, который предусматривает сотрудничество в течение 21 года.

- Украина могла бы самостоятельно производить Ан-124 без участия России?

- Сейчас уже нет. КБ "Антонова" и "Авиант" всегда работали в тесной кооперации с Россией. Те детали, которые производились на Украине, не выпускались в России и наоборот. Сейчас восстановить их производство на Украине нереально.

- Вы направили в ОАК заявку о том, какие самолеты потребуются вашей авиакомпании. Каковы сейчас потребности "Волга-Днепр" в новых отечественных самолетах?

- В нашей заявке до 2015 года: пятнадцать Ил-76ТД-90ВД, двенадцать самолетов Ан-124, одиннадцать самолетов Ту-204С.

- Недавно ООН заявила о временной приостановке сотрудничества с "Волга-Днепр". Насколько это сильно сказалось на бизнесе компании?

- Существенного влияния на объемы продаж решение ООН не оказало. В последние годы была тенденция снижения объемов перевозок для ООН, которая перестала принимать участие в некоторых гуманитарных операциях.

- Зачем ЗАО "Авиакомпания "Волга-Днепр" затеяло смену формы собственности?

- Мажоритарные акционеры пришли к выводу, что существующая форма ЗАО перестала соответствовать реалиям бизнес-среды. Новых ЗАО сейчас регистрируются единицы. Самая распространенная форма собственности - ООО и ОАО. Новый проект закона "Об акционерных обществах", который сейчас разрабатывается, вообще не предполагает такой формы собственности. Исходя из этого, мажоритарные акционеры и совет директоров предложили акционерам выбрать ООО, ОАО или коммандитное товарищество. Кроме того, смена правовой формы актуальна в свете того, что в определенный момент, когда мы почувствуем необходимость привлечения инвестиций, будет решаться вопрос о выходе на фондовый рынок. Но какую именно компанию группы мы будем выводить на фондовый рынок, ответить на этот вопрос акционерам еще только предстоит.

- Расскажите подробнее о планах проведения IPO?

- Главное решить, что выводить на биржу. Будет ли это авиакомпания "Волга-Днепр", или авиакомпания AirBridgeCargo, или вся группа компаний. Все зависит от того, что на тот момент будет наиболее привлекательно как объект инвестиций. В любом случае сначала предстоит провести реорганизацию бизнеса. Один из вариантов такой реорганизации - создание холдинговой компании, акции которой и можно вывести на биржу. Пока не будет решен спор между акционерами, никаких мер в этом направлении предприниматься не будет.

- Насколько неожиданным для вас было появление нового акционера в лице Фонда госимущества Украины, у него 15% акций?

- Да, это серьезный пакет, хоть и не является блокирующим, с ним надо будет считаться. О появлении нового акционера нам стало известно, когда в авиакомпанию пришли решения украинского и ульяновского судов (который легализовал украинское решение на территории России).

- Акционеры компании часто обвиняют вас в том, что финансовые показатели ЗАО на протяжении двух последних лет находятся в минусе. Их до сих пор интересует центр прибыли ГК, почему она не концентрируется в ульяновском ЗАО?

- У нас нет как такового центра прибыли. При прежнем составе акционеров мы не ставили задачи получения прибыли и выплаты дивидендов. "Каскол", видя результаты работы группы, относился к этому спокойно и соглашался с тем, что средства направлялись на развитие "Волга-Днепр". Поэтому необходимости в создании центра прибыли не было. Компании группы находятся в разных юрисдикциях, у них своя отчетность и стандарты. Думается, что акционеры, которые задают этот вопрос, будут удовлетворены, ознакомившись с отчетностью за 2006 год. Да, итоги 2005 года действительно показали убытки. По итогам 2006 года прибыль будет получена, в том числе и по авиакомпании "Волга-Днепр". Ее размер за 2006 год составит 289,3 млн. руб. при выручке в 11,2 млрд руб. Что касается выплаты дивидендов, то этот вопрос будет решаться советом директоров и акционерами.

- С какой целью AirBridgeCargo была выделена в отдельную компанию и что же в действительности произошло с лицензиями?

- Регулярные перевозки мы начинали развивать в рамках авиакомпании "Волга-Днепр". С самого начала проекта были очевидны существенные различия в стандартах производственной и сбытовой деятельности регулярных грузовых перевозок по сравнению с чартерными. Кроме того, на определенном этапе возникла необходимость возложить полную ответственность на руководителей проекта AirBridgeCargo за результаты своей деятельности. Для этой цели в начале был создан филиал, который затем был преобразован в самостоятельную авиакомпанию. В октябре 2006 года AirBridgeCargo получила сертификат эксплуатанта и статус самостоятельной компании в рамках группы. Лицензии на выполнение регулярных полетов были переданы компании AirBridgeCargo, поскольку авиакомпании "Волга-Днепр" они уже не были нужны. Все остальные лицензии (выданные отдельными странами на перевозку опасных грузов и пр.), необходимые для чартерного бизнеса, остались у авиакомпании "Волга-Днепр".

- Кто сейчас является собственником ООО "ЭйрБридж Карго" и какое отношение ООО имеет к авиакомпании "Волга-Днепр"?

- ABC входит в группу компаний "Волга-Днепр". Сейчас идет процесс консолидации группы, в связи с чем проводится ряд технических операций. На сегодня акционером ABC является "техническая" компания "Алькор-Инвест". В ближайшее время она перестанет быть собственником авиакомпании.

- Не так давно представители авиакомпании "Волга-Днепр" заявляли, что десять Ан-124 "Руслан" до сих пор находятся на балансе авиакомпании и являются залогом по банковским кредитам. Почему же в тех материалах, которые были представлены акционерам к 24 марта 2007 года, это имущество не значится на балансе компании?

- Все десять машин находятся на балансе авиакомпании "Волга-Днепр", никуда не перемещались и перемещаться не будут. Часть из них действительно является обеспечением залога в банках. Как таковой описи имущества в тех материалах, которые были представлены акционерам, не было. Отчетность за 2006 год, сданная "Волга-Днепр" в налоговую инспекцию, подтверждает все сказанное. Чем руковод-ствовались акционеры, делая заявление, что это имущество не значится на балансе компании, мне непонятно.

Исайкин Алексей Иванович родился 9 сентября 1952 года в Киргизии, СССР. В 1977 году окончил Иркутский институт народного хозяйства и получил квалификацию "экономист по промышленности". В конце 80-х годов отвечал за реализацию государственного заказа самолетов Ан-124 для Военно-транспортной авиации СССР на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе. В 1989 году возглавил инициативную группу по созданию грузовой авиакомпании. В 1990 году в Ульяновске появилась "Волга-Днепр" - первая в России негосударственная грузовая авиакомпания.

Группа компаний "Волга-Днепр" контролирует, по ее собственным оценкам, 53% мирового рынка чартерных авиаперевозок негабаритных грузов. Авиапарк группы компаний включает самолеты Ан-124-100 "Руслан", Ил-76, Boeing 747 и пассажирские Як-40. По итогам 2006 года объем продаж группы вырос на 55% и составил 725 млн. долл. США.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка