АвиаПорт.Ru
16 апреля 2007, 15:28
Куда мы летим, господа?
В то время, как ОАК планирует восстановить серийное производство магистральных и региональных самолетов, авиакомпании продолжают закупать новые иностранные воздушные суда, размещая за рубежом заказы на миллиарды долларов
На упомянутом январском мероприятии рассматривались вопросы об увеличении производства современных отечественных воздушных судов для нужд гражданской авиации, удовлетворяющих требованиям ИКАО, с учетом реализации федеральных целевых программ и целевых проектов поддержки гражданской авиации России. В итоге был принят план, разработанный ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" совместно с Минтрансом и Минпромэнерго России, в части определения номенклатуры и количества самолетов отечественного производства, необходимых для переоснащения парка воздушных судов гражданской авиации страны на период до 2015 г., в том числе 190 самолетов в 2008-2010 гг. Кроме того, разработан прогноз поставок 125 самолетов на экспорт до 2010 г., что в основном соответствует целевым индикаторам ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 года" и заданиям ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)". Перспективный план производства авиатехники разработан ОАК на основе поручений Военно-промышленной комиссии, возглавляемой Первым заместителем Председателя Правительства РФ Сергеем Ивановым, собственно, он является результатом проведенной совместно с Минтрансом РФ работы по выявлению потребностей российских заказчиков авиатехники в поставках самолетов, производимых предприятиями ОАО "ОАК", и, кроме того, включает в себя экспортную составляющую. В основу его положены разрабатываемая авиастроительным холдингом стратегия в области развития отечественной гражданской авиатехники, а также программы технологической модернизации и совершенствования кадровой политики основных заводов-производителей.
Одновременно трем министерствам (Минпромэнерго, Минтрансу и Минэкономразвития РФ) поставлены задачи в сотрудничестве с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, ОАО "ОАК" и авиакомпаниями, сформировать заказы на поставку отечественных воздушных судов на внутренний рынок и на экспорт в 2008-2010 гг. с учетом заданий указанных выше федеральных программ, а также подготовить предложения по финансовому обеспечению заказа на изготовление самолетов, включая создание системы их послепродажного обслуживания, и мерам государственной поддержки его выполнения.
Как водится в России: "есть директива "сверху" - "сделаем". На этот раз результаты не заставляют себя долго ждать. В результате работы межведомственной рабочей группы по решению вопросов развития авиационной отрасли в первой декаде апреля определены дополнительные меры государственной поддержки ОАО "ОАК". Межведомственная рабочая группа одобрила представленный ОАО "ОАК" план производства гражданских самолетов в 2008-2012 годах, в том числе самолетов семейства Ил-96 - 15 единиц, семейства Ту-204/214 - 84 единицы, SSJ-100/Ту-334 - 236 единиц, а также Ан-148 - 96 единиц.
Рабочая группа определила необходимость осуществления комплекса мер государственной поддержки для обеспечения конкурентоспособности продукции ОАО "ОАК". Они будут направлены на инвестиции в технологическое перевооружение предприятий ОАО "ОАК", развитие системы продаж и финансирование этапов строительства самолетов, развитие системы послепродажного обслуживания авиатехники.
Согласно решению рабочей группы, господдержка будет осуществляться в виде субсидирования процентных ставок по долгосрочным кредитам, предоставления государственных субсидий по лизинговым платежам и финансирования увеличения уставного капитала ОАО "ОАК". Финансирование экспортных поставок будет осуществляться, помимо собственных средств импортеров, путем обеспечения первых госгарантиями, согласно действующему в настоящее время порядку государственной поддержки экспорта высокотехнологичной продукции. Реализация решений об увеличении инвестиций позволит дополнительно привлечь до 10 млрд. руб. в виде долгосрочных инвесткредитов для закупок нового оборудования и расширения объемов производства самолетов семейств "Ту", "Ан" и SSJ. При этом основными получателями средств станут ВАСО и "Авиастар-СП". Запланированный объем субсидий по лизинговым платежам сделает лизинговую ставку для авиакомпаний более приемлемой - на уровне 0,8-0,9% от стоимости поставляемого самолета и даст возможность обеспечения выполнения производственной программы стоимостью более 100 миллиардов рублей в период с 2008 по 2010 годы.
Поскольку производственный план ОАО "ОАК" предполагает значительный рост производства гражданских самолетов на основных заводах-изготовителях - ВАСО (более 25 самолетов в год), "Авиастар-СП" (более 20 самолетов в год) и КнААПО (более 60 самолетов в год), это потребует значительного увеличения производительности труда и обновления технологий производства на этих предприятиях. Кроме того, межведомственная рабочая группа дала поручение Минобразования и науки, Минпромэнерго РФ совместно с ОАО "ОАК" до 1 октября 2007 года подготовить комплексный план мероприятий по обеспечению подготовки и переподготовки инженерно-технического и привлечению производственного персонала на предприятия авиационной промышленности на период до 2015 года. Перед Минпромэнерго РФ и Минэкономразвития РФ в месячный срок поставлена задача по разработке ряда предложений по созданию механизма обеспечения поставок необходимого количества авиадвигателей семейства ПС-90А (производства ОАО "ПМЗ") для выполнения производственной программы ОАО "ОАК".
И несмотря на все предпринимаемые меры, в российских СМИ недавно появилась информация о планах оснащения отечественных авиакомпаний самолетами зарубежного производства. Это касается не только пассажирских самолетов, но и грузовых. Последних в плане развития производства и продаж отечественной авиатехники, разработанного ОАК, почему-то представлено всего лишь два. Это тяжелые "грузовики" Ан-124. Средних же транспортных самолетов нет вообще. Понятно, что "родина" основного самолета российских грузоперевозок Ил-76 - Ташкентский авиазавод - сегодня "поменяла флаг". Однако, по оценкам ГосНИИГА потребность внутреннего рынка только гражданской авиации в новых грузовых самолетах до 2015 г. составляет более 90 единиц. Из них около 30 - самолеты грузоподьемностью 60-150 тонн, 10 - от 30 до 60 тонн, около 20 - класса 15-30 тонн, 7 - от 8 до 15 тонн и 25 от 4 до 8 тонн. И по прогнозам на 2020 гг. общее их количество увеличится, как минимум, до 200 машин. Поэтому, быть может, уже сейчас стоит задуматься, зачем группа компаний "Волга-Днепр" в марте этого года подписала контракт на десять грузовых самолетов Boeing 747-8F в дополнение к ранее заказанным трем Boeing 747-400EFR, каталожной стоимостью $1,4 млрд., а ОАО "Аэрофлот" - меморандум на 22 A350XWB, соответственно на $2,6 млрд., поставка которых будет предварена операционным лизингом десяти А330-200? Общая сумма контрактации, включая стоимость воздушных судов, которые предоставляются этим авиакомпаниям во временное пользование, сегодня составляет около $6 млрд. С учетом будущей реализации совместной программы Россия-EADS по конвертации пассажирских A320 и A321 в грузовые, с целью создания их модификаций для фидерных перевозок, перспективы которой были озвучены Генеральным директором EADS в России Вадимом Власовым в феврале 2007г. на конференции "Авиационный комплекс России: современное состояние и перспективы развития", возникает логичный вопрос: Куда полетим, господа, и, главное, на чем?...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2025
В январе 2026 г. открывается новое направление из а/п Чебоксары им. А.Г. Николаева
Декабрь 24, 2025
Вертолет МЧС отправили за новорожденным в Кызылординской области
Декабрь 24, 2025
Аэропорт Благовещенска подключили к газовым сетям
Декабрь 24, 2025
Аэропорт Чумикана в Хабаровском крае теперь сможет работать круглосуточно
