RBC Daily
18 апреля 2007, 13:46
Вместо стали и бетона
Рост цен на сырьевые товары может сыграть с производителями таких традиционных материалов, как металлы, бетон и дерево, злую шутку. Чем дороже они обходятся потребителям, тем привлекательней выглядит их замена композитными материалами
Композит - комбинация различных материалов, при этом имеющая монолитную конструкцию. В основном композиты состоят из пластичной основы (угле- и стеклопластики, смолы) и армирующих элементов.
В мировом потреблении композитных материалов (КМ) наибольшую долю занимает автомобилестроение - 23%. Почти 21% приходится на строительство и инфраструктуру, 17% КМ используется в авиации и космонавтике, 11% - в производстве спортивных товаров, около 28% использования КМ приходится на все остальные отрасли.
Картина использования КМ в России существенно отличается от мировой. По данным Ассоциации производителей композитных материалов США (ACMA), потребление композитов на душу населения в США составляет около 7 кг в год. В то время как в России потребление композитов на душу населения составляет менее 0,2 кг в год. Как отмечает гендиректор группы компаний "АпАТэК" Андрей Ушаков, рынок КМ в России пока только формируется. При этом, добавляет он, в советское время их применение ограничивалось военным сектором, в большей степени в аэрокосмической отрасли, что и предопределило низкий уровень развития гражданского производства КМ при переходе российской экономики на рыночные рельсы. "Если в ВПК главной целью были технические параметры материалов, то в гражданском секторе - цена", - пояснил он РБК daily. По его оценке, объем отечественного рынка композитных материалов составляет около 150-200 млн. долл., но он растет почти на 20% ежегодно.
При этом дело не только в более высоких характеристиках КМ по сравнению с традиционными материалами, но и в дороговизне последних. Поскольку стоимость металлов и других традиционных материалов уже который год ставит рекорды, это является отличным стимулом к поиску заменителей. "Но дело не только в стоимости самих материалов, - добавляет Андрей Ушаков. - К примеру, расходы на содержание 1 кв. м мостовой конструкции из стали и железобетона составляют около 24 евро в год. Если же заменить их КМ, то это позволяет сэкономить 95% затрат на эксплуатацию". Впрочем, без применения КМ многие производители вообще не могли бы обойтись. Так, в новом суперлайнере компании Airbus - А380 - на долю КМ в общем весе самолета приходится почти 35%.
По мнению Андрея Ушакова, в России использование КМ, в частности при строительстве инфраструктуры, - не столько инженерная новинка, сколько необходимость (с учетом требований к долговечности). Растет использование КМ в производстве емкостей и автомобилестроении, в авиации. А малая доля использования КМ в российской промышленности связана с тем, что многие производства, созданные еще в советские времена, сейчас закрыты. В то же время импортные материалы достаточно дороги. Но именно это и дает основания говорить о перспективности появления отечественных производителей. "По уровню роста потребления мы находимся в лидерах вместе с Китаем", - говорит Андрей Ушаков.
Отечественные производители КМ - выходцы из ВПК, они пока сторонятся публичности. Тем не менее все шансы занять рынок у них есть. Коммерческих фирм на рынке пока около десяти, говорит Андрей Ушаков, но у них хороший задел за счет накопленных советских исследований и разработок. "И проблема не в технологиях, а во внедрении, - говорит он. - В США в этой отрасли работают тысячи небольших фирм с оборотом примерно в сотни миллионов долларов. Каждый год открываются сотни компаний, выживают две-три, но за счет этого обеспечивается глубокое проникновение материалов". В России необходимо скорее пойти по европейскому пути. Чтобы преодолеть инерцию использования традиционных материалов, необходимо создание структур, которые бы занялись внедрением КМ.
Как замечает главный редактор специализированного издания "Композитный мир" Наталья Лукичева, российским компаниям не так уж далеко до западных коллег. Технологии достаточно просты, а первоначальные инвестиции значительно ниже, чем в других отраслях. Вот только отечественные нефтехимики не стремятся производить такое сырье для КМ, как смолы, стеклопластики, углепластики, ведь спроса на него в начале 90-х годов практически не было. Но, по мнению Натальи Лукичевой, это не станет проблемой для развития российского рынка КМ. Сейчас крупнейшие химкомбинаты делают ставку на производство полимеров, которые востребованы рынком. "Но в мировой практике это и было шагом к последующему развитию производства композитов", - говорит она....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2025
Самолет сельхозавиации Embraer Ipanema 203 начал масштабную экспансию в странах Латинской Америки
Декабрь 24, 2025
S7 Airlines открыла продажу билетов на новое направление из Новосибирска в Сиань
Декабрь 24, 2025
В Махачкале обсудили защиту транспортной инфраструктуры от угроз с применением БПЛА
Декабрь 24, 2025
ТАСС: разбившийся у Анкары самолет летал с 1988 года