О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ключи от неба Заполярья

В зону ответственности Кольского объединения ПВО входят Мурманская, Архангельская области, Ямало-Ненецкий округ, часть Карелии - общей площадью более миллиона квадратных километров

В зону ответственности Кольского объединения ПВО входят Мурманская, Архангельская области, Ямало-Ненецкий округ, часть Карелии - общей площадью более миллиона квадратных километров. В целом же это объединение противовоздушной обороны надежно прикрывает 1.500 километров воздушной границы России.

Нас врасплох не застать

Июнь 2003-го. Держа путь на запад для участия в совместных с Балтийским флотом тактических учениях, отряд боевых кораблей под флагом заместителя командующего Северным флотом вице-адмирала Владимира Доброскоченко представлял большой интерес для разведывательных структур Норвегии. Так что экипажи кораблей отряда - атомного ракетного крейсера "Петр Великий", ракетного крейсера "Маршал Устинов" и большого противолодочного корабля "Адмирал Левченко" не удивились встрече с разведывательным кораблем "Марьята" и самолетами базовой патрульной авиации Orion ВВС Норвегии.

И вдруг радиолокационные станции кругового обзора выдали: от норвежской береговой черты отделились две отметки и устремились курсом на ОБК. Судя по элементам движения, цели скоростные, маневренные. Вероятнее всего, это пара тактических истребителей F-16С Fighting Falcon ("Боевой Сокол").

За полчаса до этого истребитель-перехватчик Су-27 Кольского соединения ПВО занял зону дежурства в воздухе. "Сухой" барражировал над отрядом боевых кораблей на высоте 11 тысяч метров, когда "Петр Великий" выдал летчику информацию о посторонней групповой воздушной цели. Пилот ответил: "Цель наблюдаю визуально". Спустя три минуты Су-27 вступил в условный ближний маневренный воздушный бой с двумя Fighting Falcon, в задачу которых входило, скорее, нанести условный ракетный удар по кораблям Северного флота, чем вступать в заоблачную "схватку" с российским истребителем-перехватчиком. Однако главная задача F-16 без нейтрализации "Сухого" невыполнима. Поэтому "Боевые Соколы" были вынуждены "атаковать" истребитель прикрытия, намереваясь зайти ему в хвост (естественно, без использования бортовых систем оружия).

"Боевое" соприкосновение показало: преимущество в маневренности на большой высоте у Су-27 было явным. Находясь изначально в тактически невыгодном положении, "Сухой" (кстати, несмотря на то, что его взлетный вес практически в два раза превышает вес F-16) в результате лишь одного интенсивного маневра изменил картину поединка кардинально: не норвежские истребители, а Су-27 уже был в задней полусфере у обоих Fighting Falcon! После такого в реальном бою сразу же последовал бы роковой для противника сход ракет с направляющих консолей. В сложившейся ситуации "Боевым соколам" не оставалось ничего иного, как, поджав хвостовые оперения, убираться восвояси. О нанесении условного ракетного удара по отряду боевых кораблей Северного флота не было уже и речи…

Конечно же российская миролюбивая политика приветствуется Западом. Однако протяженность границ с Финляндией (385 километров) и Норвегией (196 километров) от этого отнюдь не уменьшилась. Не сократился и парк боевой авиации сопредельных государств, не снизилась интенсивность разведывательных и учебно-боевых полетов. Только в прошлом году воины Кольского объединения ПВО засекли 65.894 воздушные цели! Из них 304 - боевые самолеты НАТО, 100 - самолеты-разведчики. И автоматические дрейфующие аэростаты время от времени норовят пошпионить. Однако ни одного нарушения северо-западной воздушной Госграницы России не было.

С начала этого года воины объединения уже обнаружили и провели 18.798 целей, из которых 104 - натовские боевые самолеты и 30 - самолеты-разведчики. Зафиксировали 338 нарушений правил использования приграничного воздушного пространства. В связи с этим дежурные силы объединения ПВО многократно приводились в готовность "номер один", то есть к боевому применению (107 раз - радиотехнические подразделения, 9 раз - зенитные ракетные подразделения и 31 раз - истребительная авиация).

Например, дежурное подразделение летчиков противовоздушной обороны приводится в боевую готовность "номер один" до десятка раз в сутки. Это происходит при появлении на сопредельной территории в 50-километровой зоне возле нашей границы какого-нибудь воздушного объекта - самолета, вертолета, автоматического дрейфующего аэростата либо воздушного шара. Когда же иностранный самолет приближается к госгранице на несколько десятков километров, летчики уже находятся в кабинах истребителей, готовые мгновенно взлететь. А поднимаются в небо и идут на перехват самолеты заполярного объединения ПВО, когда иностранный "гость" приближается к нашей границе практически вплотную.

- Сказать, что сегодня наши соседи ведут себя агрессивно, конечно, нельзя, - рассказывает командир Кольского объединения ПВО генерал-лейтенант Олег Миленин. - Однако практически ежедневно ведет разведку в Баренцевом море самолет базовой патрульной авиации Orion ВВС Норвегии. В акватории Баренца чуть ли не на постоянной основе находится норвежский разведывательный корабль "Марьята". Количество автоматических дрейфующих аэростатов уменьшилось, а самолеты и корабль постоянно отслеживают состояние и перемещение сил и средств Северного флота и нашего объединения противовоздушной обороны. "Орионы" летают в непосредственной близости от российской воздушной Государственной границы, где-то в пределах 20 километров от нее, но провокационных полетов с явной целью нарушить госграницу не было. Хотя прежде "Орионы" не всегда оказывались такими покладистыми.

Верность славным традициям

В нынешнем году Кольскому объединению противовоздушной обороны исполнилось 50 лет.

В советское время только боевые расчеты объединения несли боевое дежурство в непосредственном контакте с Норвегией - страной, входящей в блок НАТО. Только заполярные воины ПВО работали по такому большому количеству боевых и разведывательных самолетов натовской авиации, по десяткам автоматических дрейфующих аэростатов, напичканных разведывательной аппаратурой; вертолетам и самолетам легкомоторной авиации, барражировавшим в воздушном пространстве у нашей государственной границы. В наиболее напряженные моменты "холодной войны" зенитные ракетные дивизионы, стоявшие на боевом дежурстве, приводились в готовность "номер один" до шести тысяч раз в год, а истребители-перехватчики поднимались в небо за год более полутора тысяч раз, выполняя иногда до 25 (!) перехватов иностранных самолетов-разведчиков в сутки.

Золотом вписаны в историю отечественной противовоздушной обороны фамилии летчиков Кольского объединения ПВО, которые пресекли нарушения воздушного пространства Отечества. Гвардии капитан Поляков сбил американский самолет-разведчик РБ-47. Капитан Босов заставил совершить посадку в заполярные снега Boeing 707 южнокорейской авиакомпании. Капитан Здатченко сбил аэростат с разведывательной аппаратурой на борту. А капитан Полозков вынудил прекратить провокационный полет последователя Матиаса Руста в мае 1988 г. на Кольском Севере, ровно через год после посадки германской Cessna на Красной площади.

Летчики объединения первыми в стране поставили на боевое дежурство истребители-перехватчики МиГ-31 и Су-27. Именно они выполнили на "МиГах" и "Сушках" посадки на ледовом аэродроме острова Греэм-Белл, входящем в арктический архипелаг Земля Франца-Иосифа, и освоили дальние рубежи перехвата стратегических бомбардировщиков вероятного противника до рубежа пуска ими крылатых ракет. Это они группами разнотипных истребителей научились обнаруживать и сбивать крылатые ракеты подводного старта, морского и воздушного базирования, летящие на сверхзвуковых скоростях и предельно малых высотах.

В Кольском объединении ПВО впервые в практике боевой подготовки выполнили стрельбы зенитных ракетных дивизионов с мест постоянной дислокации по различным типам крылатых ракет, а также стрельбы по воздушным и надводным целям совместно с кораблями Северного флота.

Уже в постсоветские годы вновь проявились лучшие качества военнослужащих Кольского объединения ПВО. Помните неимоверно тяжелые 1990-е? Сокращались полным составом авиационные части, зенитные ракетные полки и бригады. Не поступали горючее, запасное оборудование, а о новой технике только мечтали. Месяцами в частях не платили денежное довольствие. В подразделениях не хватало солдат, поэтому в караулы заступали офицеры, охраняя стоянки самолетов и стартовые позиции. Однако заполярные воины не допустили снижения боевой готовности, сохранив звание одного из лучших объединений в войсках противовоздушной обороны ВВС России.

И когда через несколько лет им в присутствии Президента Российской Федерации поставили задачу произвести боевые пуски с острова Кильдин, они поразили все цели. С возобновлением в начале XXI века боевых стрельб на государственном полигоне Ашулук расчеты нескольких зенитных ракетных дивизионов объединения также отработали в астраханских степях на "отлично". Более того, по итогам боевой подготовки и выполнения боевых стрельб в прошлом, предъюбилейном, году Кольское объединение ПВО признали лучшим в ВВС России.

- Основные и повседневные задачи соединения ПВО, - рассказывает генерал-лейтенант Миленин, - это несение боевого дежурства и дальнейшее совершенствование боевой выучки подразделений и частей, участие в командно-штабных учениях и тренировках, тактических и летно-тактических учениях с боевыми стрельбами на государственных полигонах. На данный момент все спланированные мероприятия выполнены успешно. Два зенитных ракетных полка объединения находятся на полигоне Ашулук и участвуют в тактическом учении с боевой стрельбой. В августе наши истребительные авиационные полки выполнят стрельбы уже на другом полигоне, расположенном на северо-западе России. А в сентябре будем сдавать инспекторскую проверку Минобороны за нынешний учебный год.

Ресурс профессионализма

- Как обстоят дела с поставкой авиационного топлива? - спрашиваю Олега Владимировича. - Могут ли молодые летчики оттачивать свое мастерство или ставка по-прежнему делается на "стариков"?

- Топливо поступает регулярно, - отвечает командир Кольского объединения ПВО, - хотя его лимит все равно недостаточен. Поэтому для несения боевого дежурства по противовоздушной обороне определили группу летчиков, которая выполняет полеты в первую очередь. Однако по возможности готовим и молодой летный состав, хотя не такими темпами, как раньше. Выход из такого положения мы все же нашли. Для налета часов на истребителях-перехватчиках МиГ-31 авиаторы убывают в Краснодарское военное училище, где выполняют полеты на самолетах Л-39. А для тех, кто, скажем так, специализируется на Су-27, проводят сборы молодого летного состава на базе одного из аэродромов нашей армии ВВС и ПВО. Кстати, летом нынешнего года аналогичные сборы пройдут в Килп-Явре.

Так уж сложилось, что под определением "молодой летчик" подразумевают капитанов и даже майоров. К сожалению, подтверждает генерал-лейтенант Миленин, в воинских званиях летчики растут быстрее, чем в профессиональном плане: офицеры занимают должности командиров авиационного звена или эскадрильи, а иногда и заместителя командира полка, не имея первого класса. Это зависит от разных причин, но главным образом от недостаточного налета часов. Если по программе переучивания и подготовки на класс они могут выполнить в небе предусмотренные учебно-боевые упражнения, то общий налет на определенном типе самолета не соответствует требованиям подготовки летчиков на тот же первый класс, не говоря уже о "снайперском" заделе.

Конечно, если сравнивать с тем, что было 20 лет назад, профессиональная планка летчиков ПВО объективно стала несколько ниже, в первую очередь по причине все того же меньшего налета.

- Если мы лейтенантами, - вспоминает Олег Владимирович, - налетывали после училища уже в строевых авиачастях по 80 - 100 часов в год, а на некоторых типах самолетов и того больше, то сейчас, к сожалению, молодые лейтенанты могут за год вообще ни одного полета не совершить. Конечно, с каждым годом налет увеличивается. Но прежнего - советского - уровня мы еще не достигли, например, для подтверждения первого класса мне нужно было иметь налет 50 часов в год.

Кстати, за годы службы генерал-лейтенант Миленин освоил пять типов истребителей-перехватчиков, имеет налет более 1.600 часов, стал заслуженным военным летчиком России, награжден орденом "За военные заслуги". Кроме того, генерал-лейтенант Олег Миленин - один из немногих командиров объединений ПВО, которые продолжают летать на истребителях-перехватчиках МиГ-31 и Су-27.

К слову, через три месяца после назначения в Кольское Заполярье Олег Владимирович уже сдавал серьезнейший экзамен на профессиональную зрелость. На государственном полигоне выполнили уникальную боевую задачу по созданию смешанной группировки, в которую вошли не только зенитные ракетные, авиационные и радиотехнические части объединения, но и подразделения противовоздушной обороны Сухопутных войск и ВВС. Затем заполярные пэвэошники отразили налет воздушного "противника", сбив полтора десятка малоразмерных сверхзвуковых крылатых ракет, летящих в том числе и на предельно малых высотах. Этой боевой работой управляли исключительно в автоматизированном режиме. И, без сомнения, успешно!

Так что, какие бы трудности ни сваливались на плечи подчиненных Олега Владимировича, все равно эффективность противовоздушной обороны в зоне ответственности Кольского объединения ПВО остается стабильно высокой.

Кадры решают все

"Командиру войсковой части…

Заместителю командира части по воспитательной работе…

Пишет вам в ответ на ваше письмо мама солдата Гусева Евгения Александровича. Спасибо вам за письмо и за те подробности из жизни вашей части, которые должна знать я, чтобы не беспокоиться. Наконец-то то, что говорят с экрана телевизора, сбывается наяву. У меня трое детей: два сына и дочь. И для меня все мои дети дороги. Я потратила много сил, здоровья и денег, чтобы дать высшее образование сыновьям. И мне хотелось бы только одного: чтобы из армии Евгений пришел здоровым…

…С уважением Елена Александровна Гусева".

Родительские письма такого содержания, приходящие в адрес командира радиотехнической бригады Кольского объединения ПВО полковника Александра Денисова, не редкость. Это стиль практической работы командования и воспитательных структур части, которую по итогам прошлого учебного года назвали лучшей среди радиотехнических частей ВВС России. Столь высокую оценку во многом обусловило отличное обеспечение личным составом бригады действий авиационных и зенитных ракетных частей заполярного соединения во время выполнения ими боевых стрельб на полигоне Ашулук. Военнослужащих, проходящих службу по призыву, в радиотехнической бригаде около 400 человек. Во время последнего призыва в ее состав влились более сотни новобранцев из Санкт-Петербурга, Архангельска, Чувашии, Дагестана, Республики Коми, Свердловской и Курской областей. И в течение трех дней всем родителям командование части отправило письма с рассказом о том, в какую часть попали их сыновья, чем они будут заниматься в повседневной служебной деятельности, адреса и номера контактных телефонов командиров подразделений, чтобы родители всегда могли связаться с ними и узнать подробности о службе своих детей. Более того, каждое воскресенье в бригаде - так называемый "родительский день". Это значит, что, когда в часть звонят родные солдат, парней приглашают к телефону для непосредственного общения с близкими людьми. И благодаря такой системе воспитательной работы в радиотехнической бригаде Кольского объединения ПВО за последние шесть лет не было ни одного случая самовольного оставления части военнослужащими, проходящими службу по призыву.

В последнее время приоритетным направлением в комплектовании Вооруженных Сил стал набор на должности младших командиров и специалистов военнослужащих, проходящих службу по контракту. Уделяют должное внимание этому процессу и в Кольском объединении ПВО. Например, в конце прошлого года в той же бригаде полковника Денисова двенадцать военнослужащих, проходивших службу по призыву, заключили контракт с командованием части. А всего в соединении в когорте контрактников 324 человека - это мужчины и 584 - женщины.
- Перед нами пока не ставили задачу, чтобы стопроцентно набрать контрактников, например, в радиотехнические подразделения соединения, - рассказывает генерал-лейтенант Миленин. - Потому что так называемые "точки" находятся в отдаленных и малонаселенных местах Кольского полуострова, в Архангельской области и так далее. Жизнь там сурова, поэтому на контракт обычно остаются те, кто уже здесь служил и у кого нет особого желания возвращаться домой, где обвальная безработица. В связи с этим у нас смешанный принцип комплектования радиотехнических войск: и по контракту, и по призыву.

Конечно, считает командир объединения, было бы хорошо, если бы в подразделениях служили исключительно контрактники - профессионалы, знающие свою специальность, вверенное им вооружение и военную технику, заботящиеся, чтобы она была в боеготовом состоянии. Однако в плане укрепления воинской дисциплины и правопорядка для тех же контрактников необходимо создать нормальные условия для полноценной жизни, включающие в первую очередь социально-бытовые и досуговые аспекты.

Работа с офицерским составом в объединении также проводится системно. Например, создан комплекс мер для скорейшей адаптации в подразделениях молодых офицеров - выпускников военных институтов. Перед их выпуском из военных вузов командование объединения ПВО уже знает: сколько лейтенантов и куда придет, их семейное положение. Опыт свидетельствует, что проблема размещения молодых офицеров (обеспечение служебным жильем) характерна в основном для больших городов. В подразделениях же радиотехнических и зенитных ракетных войск, авиационных гарнизонах ПВО в принципе достаточно жилья, чтобы предоставлять его офицерам после окончания военных институтов или академий.

И результат этого, можно сказать, налицо: из 95 лейтенантов (71 - из военных институтов, а 24 - после окончания военных кафедр гражданских вузов), прибывших в Кольское объединение ПВО в прошлом году, за год ни один не подал рапорт на увольнение в запас. Кстати, в нынешнем году планируется, что ряды соединения пополнит приблизительно такое же количество молодых офицеров....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка