О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Boeing в чистом небе

Через несколько месяцев в небеса над Испанией взмоет новый самолет. Он будет работать только на топливных элементах и легких батареях. Выбросы диоксида углерода и других вредных веществ будут сведены к нулю

Через несколько месяцев в небеса над Испанией взмоет новый самолет. Он будет работать только на топливных элементах и легких батареях. Выбросы диоксида углерода, главного виновника изменения климата, и других вредных веществ будут сведены к нулю. Единственным видом отходов будет вода, так что в перспективе Dreamliner станет самым экологически чистым видом авиатранспорта.

Компания, которая возглавляет работу над проектом, - не кто иной, как Boeing - американский авиастроительный гигант, создавший всемирно известные авиалайнеры Boeing 747. И хотя Boeing не обещает, что в ближайшем будущем топливные элементы смогут обеспечить энергией авиалайнер, который перевозит сотни людей, начало уже положено.

Проект является одним из начинаний мирового авиагиганта по разработке альтернативных видов топлива. Цена авиатоплива неуклонно растет, да и защитники окружающей среды ополчились на авиапромышленность - несмотря на то, что в год она производит всего лишь 1,6% от общего объема выбросов углекислого газа. Это менее одной шестой части выбросов автотранспорта, если верить прошлогоднему докладу сэра Николаса Стерна об изменении климата. Но, по оценкам Стерна, к 2050 году доля вредных выбросов авиапромышленности будет составлять уже 5%, если не принять никаких мер.

Эти цифры хорошо известны авиакомпаниям, ведь они стали козлом отпущения для природоохранных групп, лоббистов и политиков, которые ищут популярности. В прошлом году министр финансов Великобритании Гордон Браун удвоил сбор с пассажиров самолетов - многие оценили это как его желание укрепить свою репутацию защитника окружающей среды.

По-прежнему актуальна угроза торговли лимитами на выбросы углекислого газа и карательных налогов. Более того, развитие авиапромышленности может только подлить масла в огонь. Руководство Boeing полагает, что текущий подъем будет длиться дольше, чем предыдущие, и в ближайшие 20 лет рынок гражданской авиации вырастет до цифры $2,6 трлн.

Но перспектива найти чашу святого Грааля в виде безопасного источника топлива, на котором могут летать самолеты, не загрязняя окружающую среду, пока еще далека. Boeing и его европейский конкурент Airbus пока бросили свои силы на разработку более безопасных и экономичных самолетов. Глава отдела европейской авиации компании AT Kearney Гарет Эванс говорит, что перед авиапромышленностью стоят три задачи: разработать более экологически безопасные двигатели, более легкие лайнеры и обеспечить полную загрузку каждого судна. Наиболее эффективным стимулом стала бы экономия средств, добавляет он. "Если производители помогут авиалиниям сэкономить деньги, это будет взаимовыгодная ситуация".

Boeing надеется, что ее новое судно 787 Dreamliner - первая техническая новинка за более чем 10 лет - заставит критиков поутихнуть. Разработка пассажирского лайнера средних размеров обойдется примерно в $5 млрд. Он станет родоначальником целой серии лайнеров Boeing.

Первый самолет еще не собран - он будет явлен публике лишь 8 июля, но на него уже поступили 544 заказа - это рекорд для нового самолета, так что новое судно уже окупилось. Успех Dreamliner также вернул Boeing положение лидера в гражданской авиации. Похожий самолет конкурирующей компании Airbus начнет эксплуатироваться только в 2013 году, через пять лет после запуска нового 787.

Глава проекта 787 Майк Бэр объясняет успех самолета тем, что он, "несмотря на маленькие размеры, обладает большой вместимостью". Дальность полета тоже будет как у крупного лайнера - 3050-7650 морских миль, так что авиакомпании смогут организовать прямые рейсы между небольшими городами, сократив число взлетов и посадок.

Но главное отличие 787 - это топливная экономичность. Он расходует на 20% меньше топлива. Этой характеристикой самолет обязан новому двигателю, разработанному компаниями General Electric и Rolls-Royce - треть заслуг в этих 20% принадлежит именно им, - а также использованию легких композитных материалов вместо алюминия, более эффективных систем управления и современным аэродинамическим качествам.

Шумовой след этого самолета на 60% меньше, чем у лайнеров таких же размеров. Другие преимущества достигаются за счет эффективных приемов сборки, которая осуществляется компанией Boeing и ее партнерами в 135 городах по всему миру. Например, при создании цельной секции фюзеляжа из композитного материала компания сэкономила 1500 листов алюминия и до 50 тысяч креплений.

Билл Гловер, управляющий директор департамента экологической стратегии в составе Boeing Commercial Airplanes, говорит, что одним из приоритетов компании являются эффективные технологии. Другими словами, чем легче самолет и чем меньше двигатель, тем меньше нужно топлива. Но компания занимается и другими программами - например, координирует работу Ассоциации переработки материалов воздушных судов, которая занимается повторной переработкой алюминия и углеродного волокна. К настоящему моменту переработано уже 2500 самолетов.

Но, хотя подобные инициативы и приветствуются, снижения расхода топлива на 20% недостаточно, чтобы утихомирить противников авиапромышленности. Средний потребитель, может быть, и откажется летать в отпуск самолетом, но вряд ли кто-то будет готов отказаться от личного автотранспорта. Гловер признает, что авиапромышленность еще не использовала все возможности, чтобы выиграть информационную войну: "Мы много лет ведем работу по улучшению топливной эффективности, но, возможно, недостаточно широко это рекламируем".

По его словам, критики должны признать, сколь незначительна доля авиации в выбросах парниковых газов. Для авиации год считается удачным, если удалось построить около 1000 самолетов. Автопромышленность производит по тысяче машин каждые несколько минут.

Кроме того, критикам следует обратить внимание на экономический аспект авиации. "Воздушный транспорт - большое благо, - говорит вице-президент по бизнес-стратегии и маркетингу Boeing Майк Кейв. - Это экономический стимул, который обеспечивает ежегодный рост ВВП по всему миру".

Все это компания Boeing надеется доказать с помощью нового 787, который сойдет с конвейера в Эверетте, штат Вашингтон, менее чем через три месяца.

Все пассажиры увидят горизонт

При длительных перелетах часто нет ничего более раздражающего, чем попутчик, который мешает спать, не желая опускать шторку на окне. С новым Boeing 787 Dreamliner "битвы за шторку" уйдут в прошлое. Окна в самолете имеют электрохромные стекла, так что степень их затемнения могут контролировать не только пассажиры, но и, в ультимативном порядке, стюарды. Это лишь одно из многих новшеств, которые сделают полет в новом самолете более комфортным. Воздух в салоне будет более чистым и насыщенным кислородом. В зависимости от количества пассажиров экипаж сможет рассчитать оптимальную степень влажности воздуха. Количество кислорода в нем будет соответствовать высоте в 6 тысяч футов вместо общепринятых ныне 8 тысяч футов. Этим нововведения стали возможны благодаря композитным материалам, которые менее подвержены коррозии и износу и позволяют лайнеру переносить высокую влажность и многократные скачки давления. Новая технология фильтрации воздуха в самолете позволит улавливать пыль, бактерии, вирусы и неприятные запахи. Но первое, что замечаешь, сидя в салоне Dreamliner, - это большие окна, на 65% больше, чем в обычных самолетах. Они расположены немного выше, так что горизонт виден даже со среднего ряда. Сидения тоже стали больше на 4 см. Экипаж получил возможность управлять освещением салона, имитируя дневной свет или ночь.

Первый самолет отправится в рейс в мае следующего года....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка