О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самый медленный Airbus

"Иркут", ОАК и EADS подали документы на регистрацию СП по переделке А320

Процесс создания и регистрации российско-европейского СП по конвертации пассажирских самолетов семейства А320 в грузовые начался. 17 апреля авиаконцерн Airbus, компания Elbe Flugzeugwerke GmbH (центр конвертации грузовых лайнеров EADS), ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут"" и "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) подали в антимонопольное ведомство ФРГ (Bundeskartellamt) ходатайство об одобрении сделки. Однако заявленные параметры СП в сочетании с прогнозом развития рынка грузовых самолетов до 2022 года не позволяют говорить о появлении крупного рыночного игрока.

Историю создания СП по превращению пассажирских А320 в грузовые, отмеченную крайней медлительностью европейских партнеров, скорее следует рассматривать не как прорывной коммерческий проект, а как составную часть сделки по продаже российской компании "Аэрофлот" 22 "нарисованных" дальнемагистральных самолетов А350XWB. Около двух лет Россия колебалась между А350 и Boeing 787 Dreamliner для своего главного авиаперевозчика. По сути, речь шла о выборе стратегического партнера российскому авиапрому. Airbus еще два года назад предложил России создать подобное СП в качестве благодарности за возможную покупку "Аэрофлотом" самолетов А350. Почти год назад, в мае 2006-го на берлинском авиасалоне ILA-2006 гендиректор РСК МиГ Алексей Федоров, президент НПК "Иркут" Олег Демченко, президент Airbus Густав Хумберт и глава Elbe Flugzeugwerke GmbH Хорст Эмкер подписали меморандум о создании СП по конвертации пассажирских самолетов А320/330/340 в грузовые.

После этого документ был прямиком направлен отлеживаться в стол до окончательного формирования российской позиции. Осенняя история с санкциями США против АХК "Сухой" и "Рособоронэкспорта" ускорила наметившийся прошлым летом во время визита Владимира Путина в Германию дрейф России в сторону Европы. Американцам в итоге дана отставка, "Аэробусы" куплены, Boeing наказан на $3 млрд.

В качестве ответного жеста благодарности европейцы немедленно реанимировали проект грузовых А320 и в марте торжественно подписали его пакетом вкупе с другим "прорывным" соглашением о проведении совместного исследования рынка самолетов грузовой авиации и перспектив сотрудничества EADS и российской промышленности в этой сфере. Работать СП начнет не раньше 2010 года: до этого количество "бэушных" лайнеров, необходимое для открытия потока, попросту еще не накопится. На начальном этапе СП планирует конвертировать в среднем 30 самолетов A320 и A321 ежегодно. А общее количество самолетов, которое СП, как предполагается, в период с 2010-го по 2025 год переделает в грузовые, может составить около 400 единиц.

Переделывать самолеты планируется в Дрездене и подмосковных Луховицах, а годовой оборот СП, по данным вице-президента "Иркута" Валерия Безверхнего, после выхода на полную мощность составит около $300 млн. По меркам авиакосмической отрасли это невысокий показатель.

Ориентировано СП будет главным образом на мировой рынок, а не на российский. "Наши главные грузовые перевозчики, "Волга-Днепр" и "Аэрофлот", ориентированы на перевозку крупных грузов, - объясняет замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. - А грузовой узкофюзеляжный А320 будет средним, грузоподъемностью около 25-30 тонн". И действительно, "Волга-Днепр" совсем недавно приобрела 10 грузовых Boeing 747-F грузоподъемностью 154 тонны.

Кстати, именно широкофюзеляжные самолеты обеспечат главный прирост грузовых лайнеров в ближайшие 15 лет. Согласно последнему прогнозу компании Boeing, мировой парк грузовых самолетов в ближайшие 20 лет вырастет вдвое, с 1752 до 3501 самолета. При этом 2976 грузовых самолетов поступят в эксплуатацию к 2022 году, а 1227 самолетов будут списаны к этому сроку. Чистый прирост составит 1749 самолетов. Доля широкофюзеляжных самолетов вырастет до 56% от общего количества грузовых самолетов. А рост глобального самолетного парка вырастет на 27 тысяч самолетов. Заявленная доля российско-европейского СП в этом показателе попросту теряется. "В целом проект конвертации А320 - очень слабый проект, - прокомментировал корреспонденту "Газеты" компетентный источник на условиях анонимности, не пожелав открыто "наезжать" на европейцев. - Надо же чем-то хвалиться, что-то изображать. А топ-менеждеры EADS как-то даже упомянули, что Луховицы находятся к северу от Москвы (на самом деле - 130 км к югу. - "Газета"). Это говорит об их отношении к проекту"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка