О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Главком ВВС не досидел до конца продленного срока

Новым главнокомандующим ВВС вместо генерала армии В.Михайлова назначен его заместитель по авиации генерал-полковник А.Зелин

Вчера стало известно, что новым главнокомандующим военно-воздушными силами (ВВС) вместо генерала армии Владимира Михайлова назначен его заместитель по авиации генерал-полковник Александр Зелин. Это уже вторая замена в высшем военном руководстве после назначения министром обороны Анатолия Сердюкова. Как полагают эксперты, уход господина Михайлова может быть связан с тем, что его пребывание на посту главкома мало способствовало перевооружению ВВС.

О назначении новым главкомом ВВС Александра Зелина сообщил "Интерфакс" со ссылкой на источники в Минобороны. Согласно тому же сообщению, Главный штаб ВВС возглавил генерал-лейтенант Игорь Хворов, командовавший дальней авиацией. В пресс-службе Минобороны отказались официально комментировать эти перестановки, сославшись на то, что "в министерство указы президента еще не поступили". Отказался от комментариев и помощник главкома ВВС Александр Дробышевский.

Напомним, что Владимир Михайлов, которому прошлой осенью исполнилось 63 года, был назначен главкомом ВВС в январе 2002 года - как утверждали источники Ъ, по протекции тогдашнего начальника Генштаба Анатолия Квашнина. Предельный срок службы (60 лет) ему продлевался трижды, в последний раз - на год в октябре 2006-го. "Однако, очевидно, причиной отставки стал именно возраст", - заявил Ъ источник в Минобороны. По его словам, в Главное управление кадров были направлены документы на Александра Зелина и командующего Дальневосточным объединением ВВС и ПВО Игоря Садофьева как кандидатов в главкомы. Но источник Ъ в авиапроме утверждает, что генерала Зелина, которого поддерживал Владимир Михайлов, неофициально представляли как "будущего главкома" еще в феврале.

Смена главкома ВВС стала второй кадровой перестановкой в высшем военном руководстве после назначения министром обороны Анатолия Сердюкова. Ранее, как сообщал Ъ 26 апреля, в отставку был отправлен замминистра - начальник вооружения Алексей Московский. Официальной причиной стало непродление 60-летнему генералу срока службы, хотя источники Ъ связывали его отставку с проходящими по указанию нового главы военного ведомства проверками финансовой деятельности министерства.

Представители оборонной промышленности по-разному оценили заслуги бывшего главкома в перевооружении ВВС. Гендиректор ОАО "ОПК "Оборонпром" Денис Мантуров заявил Ъ, что у его компании "сложились конструктивные отношения с главкоматом ВВС", и выразил надежду на их дальнейшее развитие. "Господин Михайлов был сторонником обновления вертолетного парка, при его поддержке в прошлом году определены окончательные приоритеты ВВС в новых вертолетах: в качестве основной ударной машины выбран Ми-28Н, в качестве машин для спецопераций - Ка-50 и Ка-52. Уже в конце прошлого года началась поставка Ми-28Н в войска". Отметим, что Ка-50 принят на вооружение еще в 1995 году, но из-за недостатка финансирования было построено не больше десяти машин.

В то же время источник Ъ в оборонной промышленности полагает, что Владимир Михайлов "не смог преодолеть тот спад, который имел место с закупками военной авиационной техники в 90-х годах". "Модернизация самолетов шла низкими темпами: с 2004 года отремонтировано всего 24 Су-27, при том что на вооружении их стоит более четырехсот. Два новых истребителя Су-34 были переданы армии только в конце 2006 года. Очень низкой остается боевая подготовка летчиков, налет увеличился, но незначительно: в год он составляет 40-50 часов, а должен составлять более сотни", - сказал собеседник Ъ.

"При Владимире Михайлове произошли подвижки по созданию истребителя пятого поколения, но это скорее связано с увеличением финансирования, нежели с усилиями главкома, - полагает глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.- Главкомат ВВС предпринимал попытку сконцентрироваться на отдельных проектах, чтобы не распылять средства, но в итоге была закрыта только программа военно-транспортного самолета Ан-70. В остальном конкуренция проектов, в частности, Ми-28Н и Ка-50/52, учебно-тренировочных Як-130 с МиГ-АТ, новых двигателей для Су-35 производства "Салюта" и "Сатурна", полностью сохранилась".

Личное дело

Зелин Александр Николаевич


Родился 6 мая 1953 года в городе Перевальске Ворошиловградской (ныне Луганской) области Украины. В 1976 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков, в 1988-м - Военно-воздушную академию имени Гагарина, в 1997-м - Академию Генштаба.

Служил в истребительной авиации, начинал военную карьеру в группе советских войск в Германии летчиком 787-го истребительного авиаполка (авиабаза Эберсвальде-Финов). В 80-х годах XX века - заместитель командира, затем командир дислоцированного в Узбекистане 115-го гвардейского истребительного авиаполка (Кокайды). В середине 90-х годов - первый заместитель командующего 23-й воздушной армией (Чита), начальник штаба 14-й армии ВВС и ПВО (Новосибирск). С декабря 2000 года командовал 14-й армией ВВС и ПВО. Прослужив в этой должности полгода, в июне 2001 года переведен в Ростов-на-Дону на пост командующего 4-й армией ВВС и ПВО (Северо-Кавказский военный округ). В августе 2002 года назначен заместителем главнокомандующего ВВС по авиации.

С 2003 года член совета директоров ОАО "Туполев".

Генерал-полковник. Награжден орденами Красной Звезды и "За военные заслуги", медалями. Освоил десять типов самолетов, налет около 3 тыс. часов.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка