О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Двигатели не тянут

Накануне майских праздников произошла очередная страшная вертолетная трагедия. Во время проведения спецоперации в Шатойском районе упал Ми-8, погибли, по некоторым данным, 18 человек

Накануне майских праздников произошла очередная страшная вертолетная трагедия. Во время проведения спецоперации в Шатойском районе упал Ми-8, погибли, по некоторым данным, 18 человек. Тяжесть случившегося усугубляется гибелью всех, кто находился на борту, никого не спасли…

Техническая версия

Для расследования истинных причин происшествия на место трагедии прибыла и приступила к работе комиссия службы безопасности полетов. Говорить о каких-либо результатах работы комиссии еще слишком рано. Версий, как обычно, три: сбит, ошибка пилотирования и техническая. Можно до хрипоты спорить, какая из них наиболее вероятная, но одна из них уже давно лежит на поверхности. После каждой катастрофы, покоя не дает один и тот же вопрос, а что мы сделали, чтобы полностью исключить техническую версию?

Несмотря на то, что доля технической составляющей в общем спектре причин потерь ничтожно мала, она может и должна быть исключена полностью. Сегодня есть все реальные предпосылки для того, чтобы существенно снизить аварийность вертолетов, в том числе и государственных.

С кем из летного состава, прошедшим Чечню, ни поговоришь, первое, что слышишь: "Вертушки не тянут". В переводе на нормальный гражданский язык это значит - слабые двигатели вертолетов не выдают необходимой мощности. В процессе эксплуатации происходит закономерный процесс ухудшения технического состояния: износ рабочих лопаток и лабиринтных уплотнений, увеличение зазоров, падение КПД, снижение располагаемой мощности и приемистости, рост расхода топлива и т.д. Старые машины, старые двигатели и агрегаты, которые еще работоспособны, но уже не удовлетворяют техническим требованиям современных боевых действий.

Чтобы исключить техническую версию и искоренить желание валить все на технику, раз операция специальная, значит, и техника, особенно вертолеты ("вертолет не автомобиль, откажет - на обочине не остановишь"), должны быть специальные, особые, новые! Кстати, весь мир сегодня активно занимается обновлением, именно обновлением, а не восстановлением работоспособности и ресурса военно-транспортной составляющей вертолетного парка. А почему в Чечне на площадку в горах спецназ везет машина не первой категории? В новом веке вертолеты, используемые для борьбы с терроризмом, должны удовлетворять самым высоким требованиям, быть "на голову выше", чем для обычной учебно-боевой подготовки.

Непонятно, почему для генерального директора завода или банкира считается нормой новый бронированный БМВ стоимостью почти в миллион долларов, а в это время наши спецназовцы в бой должны вылетать на старых "вертушках". Почему два десятка лет назад в бывшем Союзе в ДРА шли новые вертолеты прямо с завода? Почему в Великую Отечественную войну наши деды и отцы, отказывая себе во всем, смогли жить по принципу "Все для фронта, все для победы!"? А у нас сначала бронированный БМВ для генерального директора завода, продукция которого, мягко говоря, не лучшего качества, а мальчишки потом, обойдутся. Почему сегодня можно "замазывать глаза" разговорами, что у машины был ресурс или что она прошла регламентные работы?

Спецвертолеты для спецопераций

Для участия в специальных операциях должны быть специальные вертолеты, специально подготовленные, прошедшие специальные регламентные и ремонтные работы в полном объеме на профильных заводах лучшими заводскими представителями, со специально отрегулированными движками для боевых условий лучшими "профессорами", знающими автоматику не понаслышке. В боевых условиях располагаемая мощность должна быть в избытке, в том числе и за счет сокращения ресурса.

На самые сложные задания должны вылетать самые лучшие вертолеты. Пусть даже для этого их нужно перегонять через пол-России. Конечно, расходы на эксплуатацию станут существенно выше, но жизнь любого нашего бойца, лицом к лицу сталкивающегося с противником, дороже любого нового вертолета. Наши воздушные разведчики и спецназ, выполняющие сложнейшие задачи, достойны новеньких бронированных винтокрылых "БМВ".

Командир вертолета не должен думать: а если что… Он должен быть абсолютно уверен: если что, машина не подведет в самую трудную минуту, выдаст больше, чем нужно, сохранит жизнь при падении, и ребята из ПСО б/д обязательно вытащат всех до одного, что бы ни случилось. Только так мы навсегда исключим эти разговоры о технических неисправностях.

Достойная техника, достойная подготовка, а для поддержания необходимого уровня - своевременная и обоснованная ротация. Я уже не говорю об оборудовании, снаряжении и экипировке, хотя во многом выполнение любой задачи зависит от множества мелочей, определяющих не только победу над противником, но и выживаемость. На войну должны идти самые подготовленные кадры, использоваться самые современные технологии обучения, перспективные тренажеры, центры высокогорной подготовки. На борьбу с терроризмом - все лучшее, так как любая ошибка слишком дорого нам обходится.

Здесь нужно сделать небольшое отступление. Вертолеты у спецназа должны не просто "тянуть", а быть соответствующего качества, без каких-либо "маленьких заводских хитростей". В последнее время на закупку вооружений выделяются достаточные бюджетные средства. Так почему же в тот час и миг, на той злополучной площадке этих средств не оказалось? Наверное, и потому, что, несмотря на существенный рост стоимости вооружения и военной техники (ВВТ), нужно признать, что ее качество снижается.

Дорогое - это совсем не значит самое лучшее, самое качественное. Несмотря на многочисленные сертификаты и декларируемую политику в области качества, мы стали выпускать продукцию хуже. Чтобы вертолеты "тянули", нужно добиваться, чтобы новое было не на бумаге, а в реальной совокупности свойств. Чтобы исключить техническую составляющую аварийности, нужно профессионально и ответственно разбираться в этих хитросплетениях, находить рычаги управления соотношением: "максимальное качество - приемлемые затраты" и, главное, добиваться нужного результата. Одним словом, нужно самим "тянуть"…

Умение управлять - это значит в нужный момент в нужном месте лучшая техника и лучшие кадры. Если мы сумеем реализовать принцип: вертолеты - наше общее дело, тогда и таких страшных катастроф не будет. Вместо того чтобы после очередной трагедии героически искать причины, нужно вскрывать тенденции на ранней стадии и предотвращать их развитие. Чтобы победить явление, нужно бороться с процессами, а не с последствиями. "Двигатели не тянут" - тенденция, которая известна давно и требует срочного разрешения. Нам нужно переломить даже намеки на то, что "двигатели не тянут".

Когда-то мною было написано, что главная причина всех наших вертолетных бед - непрофессионализм и безответственность (в подготовке и организации). И сегодня я не отказываюсь от этих слов. Что мы сделали для предотвращения гибели людей в вертолетах? Трагедия в Шатойском районе - очередное напоминание, это не "двигатели не тянут", это мы не тянем....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка