Итоги
21 мая 2007, 13:09
Место под солнцем
"Авиакомпании не соревнуются, кто полетит дальше, выше или быстрее. Мы соперничаем в том, кто полетит дешевле", - говорит гендиректор авиакомпании "Сибирь" Владислав Филев
- В начале мая Владимир Путин подписал указ о создании на базе пяти региональных авиакомпаний одной - "Эйр Юнион". Нового конкурента не боитесь?
- Любое слияние в авиационном бизнесе является несомненным плюсом для всех участников этого процесса. Только так авиакомпании способны оптимизировать свой бизнес, заработать и получить средства для обновления авиапарка. Мы не опасаемся конкуренции со стороны новых игроков. В прошлом году членами альянса "Эйр Юнион" суммарно было перевезено около 3,3 миллиона пассажиров, нами - почти 5 миллионов. Понятно, что первое место будет еще долго удерживать "Аэрофлот", но сейчас разворачивается ожесточенная борьба за третье место между "Эйр Юнион", ГТК "Россия" и "Трансаэро". Единственное, что нас смущает, это неравные правила игры для участников рынка, устанавливаемые государством: протекционизм в виде роялти (плата за использование иностранными авиакомпаниями воздушного пространства России. - "Итоги") и льготы при приобретении зарубежной авиатехники. Не исключено, что и новому образованию сделают подобные поблажки.
- Но в обмен на льготы компании принимают обязательства по закупке российских самолетов. Вы же покупаете Airbus и Boeing.
- Авиакомпании не соревнуются, кто полетит дальше, выше или быстрее. Мы соперничаем в том, кто полетит дешевле. Это важно и пассажиру. Мы считаем, что, например, для чартерных перевозок Boeing Next-Generation 737-800 - лучший самолет из всех присутствующих на рынке. У него правильные вместимость (189 кресел. - "Итоги"), дальность полета, стоимость эксплуатации. И если мы хотим остаться в числе двух ведущих авиакомпаний России, нам нужно через пять - семь лет приобрести не менее 70 новых магистральных самолетов. У нас был негативный опыт с Ту-204, когда самолет больше простаивал в ожидании запасных частей, чем возил пассажиров. Иногда заказчику предлагают, не видя самолета, покупать кота в мешке с этикеткой: черный, вес 5 кг, глаза зеленые. Мы будем приобретать только успешный серийный продукт.
- Но российские самолеты дешевле.
- Все просчитано. Для производителя важно, чтобы самолет работал у заказчика, а не попадал через какое-то время на вторичный рынок. Для авиакомпании главное, чтобы лайнер ее не разорил, а для банка, финансирующего сделку, - чтобы самолет отработал у перевозчика заданный срок. И если хоть у кого-то в этой цепочке возникают сомнения, авиакомпания не сможет получить судно. Наша программа по обновлению флота рассчитана до 2014 года. Сегодня можно сказать о приобретении четырех новых А320, двадцати Boeing 737-800 и пятнадцати Ту-204СМ. Через семь лет в компании не останется самолетов советского производства. Они будут заменены европейскими, американскими или российскими лайнерами нового поколения.
- Семьдесят самолетов стоят минимум три миллиарда долларов. Какие финансовые инструменты будут задействованы при оформлении новых сделок? Планируете ли вы IPO?
- Я не собираюсь продавать компанию или ее часть. Большие сделки должны финансироваться банками. С той лишь разницей, что участвует не один банк, а консорциум из двадцати или сорока кредитных учреждений. Смогут ли двадцать новых самолетов отработать, грубо говоря, миллиард долларов? На самом деле не только отработают, но и заработают еще. Когда мы говорим о новом лайнере, то предполагаем, что он будет летать дешевле и мы сможем дешевле продавать билеты, получим больше пассажиров.
- Поэтому вы создали "дочку" - S7 Charter?
- Тяжело поддерживать в одной компании две идеологически разные модели ведения бизнеса. Для авиакомпании чартерные перевозки проще и менее рискованны. Себестоимость чартеров примерно на четверть ниже, чем регулярных рейсов. Кроме того, чартерный бизнес, напрямую связанный с туристическим, имеет больший потенциал и развивается в два раза быстрее регулярного. Мировой объем продаж авиабилетов оценивается в 800 миллиардов долларов в год, а ежегодный оборот туристического рынка превышает 3 триллиона долларов. Сегодня S7 Charter уже является отдельной компанией, по заказу которой S7 Airlines выполняет перевозки, в следующем году она получит лицензию авиаперевозчика. В нее перейдет и наше подразделение, занимающееся туроператорской деятельностью. По примеру немецкого концерна TUI. Эта одна из крупнейших мировых туристических компаний одновременно является двенадцатой в мире авиакомпанией по объемам перевозок.
- Но недостаточно создать новую компанию и купить самолеты. В заключении Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по результатам расследования катастрофы вашего лайнера в Иркутске говорится об ошибках экипажа...
- Окончательная редакция отчета содержит явные противоречия. С одной стороны, объявляется единственная причина катастрофы - неумышленные действия экипажа, приведшие к значительному увеличению прямой тяги левого двигателя. Но, с другой стороны, там же отмечается, что действия пилотов были достаточными, чтобы даже в этих условиях лайнер закончил пробег за 700 метров до конца полосы. Мы считаем, что заключение МАКа не учитывает всех причин и противоречит основному принципу построения системы безопасности полетов: авиакатастрофа не может случиться в результате сбоя одного из элементов системы. Мы предприняли собственные меры по повышению уровня безопасности полетов: вывели из эксплуатации второй самолет А310, провели сложный комплекс мероприятий, касающихся подготовки пилотов, инженерного состава, разработали более тщательный подход к обеспечению полетов воздушного судна данного типа, чем это предписано стандартными документами. После трагедии авиакомпания в течение месяца непрерывно подвергалась проверкам со стороны всех инстанций, включая международный аудит. Среди российских авиаперевозчиков его прошли только S7 Airlines и "Аэрофлот".
- Одной из главных причин авиакатастроф называют человеческий фактор. Уровень квалификации российских пилотов действительно вызывает столько вопросов?
- Подготовка летчиков - задача национального значения. Со своей стороны мы тратим время и силы для переподготовки. У нас уже более трех лет работает собственный авиационный учебный центр по переподготовке летного состава. В феврале закупили новый тренажер для подготовки экипажей Airbus, и хочу сказать, что такого оборудования в России пока еще не было. В следующем году на базе нашего центра мы планируем открыть целый учебный комплекс, который станет крупнейшим в странах Восточной Европы. Проект предполагает строительство нового здания, в котором разместятся четыре платформы тренажеров FFS (Full Flight Simulator) Вoeing 737, Вoeing 737-NG и двух Airbus А320. Уже закончены все подготовительные работы, связанные с технико-экономическим обоснованием и проектированием здания комплекса.
- Но как бы ни готовился человек, на все сто процентов ошибку пилота исключить нельзя...
- Сама система самолета должна сводить вероятность ошибки к разумному минимуму. Поэтому чем новее самолет, тем реже в его системы вмешивается человек, а значит, с точки зрения безопасности полетов такой самолет надежнее....
Авторские права на данный материал принадлежат «Итоги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 17, 2024
США увеличат расходы на лазерное оружие для борьбы с дронами
Май 17, 2024
Пограничники лондонского аэропорта "Хитроу" объявили о проведении забастовки
Май 17, 2024
В НГТУ имени Р. Е. Алексеева создали БПЛА на базе МАЗа
Май 17, 2024
СМИ: Китай, вероятно, построил первый в мире специальный авианосец для БПЛА