О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бизнес-центры спешат приземлиться в "Пулково-3"

В зоне "Пулково-3" растет число проектов, подразумевающих строительство дорогих офисов. Аналитики полагают, что это хороший знак для территории, о развитии которой у городских властей долгое время не было четкого представления

В зоне "Пулково-3" растет число проектов, подразумевающих строительство дорогих офисов. Аналитики полагают, что это хороший знак для территории, о развитии которой у городских властей долгое время не было четкого представления. С началом превращения аэропорта "Пулково" в международный транспортный узел земли рядом с ним ожидает волна цивилизованного девеломпента. Как стало известно Ъ, в числе первых руку к этому процессу решили приложить глава группы JFC Владимир Кехман и владелец компании "Авиамоторс" Сергей Рукин. Схожие планы есть у российского девелопера "Авиелен А.Г." и финского KESKO.

На начало следующего года намечена сдача в "Пулково-3" офисного центра класса А "Аэроплаза". Строительство восьмиэтажного здания общей площадью 32 тыс. кв. м ведется на участке площадью 0,9 га. Арендная площадь бизнес-центра составит 20 тыс. кв. м, вместимость паркинга - 175 машиномест. Девелопером выступает ООО "Невский проект", в равных долях принадлежащее владельцу группы компаний JFC (крупнейший импортер фруктов) Владимиру Кехману и Сергею Рукину, контролирующему компанию "Авиамоторс" (официальный дилер BMW). Для обоих партнеров это не первый девелоперский проект - господин Кехман разрабатывает идею строительства бизнес-центра на месте Фрунзенского универмага, а господин Рукин уже построил в зоне Пулково-3 крупный автосалон. Предполагаемый объем инвестиций в объект - $50-60 млн.

Схожие планы по освоению приаэропортовой территории есть и у других игроков. По словам директора департамента развития и продвижения Praktis CB Сергея Федорова, в настоящее время в деловой зоне "Пулково-3" реализуются два проекта, аналогичных по концепции "Аэроплазе", - один из них принадлежит компании "Авиелен А.Г.", чьим акционером является аэропорт "Пулково" и которая изначально претендовала на комплексное развитие деловой зоны, другой - финской KESKO. Оба проекта соответствуют европейским представлениям о развитии территорий рядом с хабами. Каждый предполагает строительство двух бизнес-центров класса А и гостиницы класса четыре звезды.

Интерес девелоперов к деловой зоне аэропорта аналитики связывают с перспективами превращения реконструируемого в настоящее время аэропорта "Пулково" в современный транзитный узел. Как отмечают эксперты Jones Lang LaSalle, выступающие консультантами "Невского проекта", идея размещения бизнес-центров класса А в районе международного аэропорта не нова для стран Европы и США. Однако в России таких примеров пока нет. По словам начальника отдела по работе с владельцами помещений Jones Lang LaSalle Шарля Буде, в Москве офисными зданиями активно застраивается Ленинградское шоссе - в направлении на "Шереметьево". Тем не менее, как отмечает господин Буде, Химки - это территория плотной городской застройки. В Петербурге же речь идет о создании делового района, целиком ориентированного на обслуживание международного транспортного узла.

В Jones Lang LaSalle предполагают, что основными арендаторами офисов класса А выступят компании, имеющие отношение к обслуживанию аэропорта. А часть площадей может быть использована в качестве "офисов-на-час" - для проведения деловых переговоров и конференций. О востребованности подобного формата заявляют и другие участники рынка. Например, компания "Регус" также предполагает арендовать и оборудовать по собственным стандартам такие офисы в зоне аэропорта.

Как отмечает директор департамента инвестиционного консалтинга Colliers International Николай Казанский, типичные арендаторы приаэропортовых офисов - это транспортные, логистические, почтовые, туристические, аудиторские фирмы, а также клиентские офисы банков, страховых и Rent-a-Car компаний. По мнению руководителя департамента офисной недвижимости Praktis CB Елены Афиногеновой, иметь в зоне аэропорта свои представительства предпочтут московские и западные компании - поскольку для них это означает существенную экономию времени. По мнению госпожи Афиногеновой, можно прогнозировать, что арендные ставки в районе "Пулково" будут ниже, чем в историческом центре, где пока сосредоточены бизнес-центры класса А, - при верхнем уровне арендных ставок для таких офисов в $940 за квадратный метр в год в центрах, подобных "Аэроплазе", они могут составить примерно $600-650.

Как отмечает директор департамента оценки и аналитических исследований агентства Becar Игорь Лучков, Пулковское шоссе уже сейчас является сложившейся деловой зоной, значение которой со временем будет только возрастать. В зоне Московского - Пулковского шоссе уже сдано и работает свыше 150 тыс. кв. м торговых площадей, а к 2008 году к ним прибавится еще 180 тыс. кв. м - торговые центры "Лето" от "Системы Галс" и "Шушары" от "Адаманта". Здесь также расположены производственные площадки Соса-Cola и Wregley. Впрочем, отношение участников рынка к такому использованию приаэропортовых земель нельзя назвать однозначным.

"В свое время территории рядом с аэропортом распродавались городом без четкого представления о том, что именно на них должно быть построено", - говорит Николай Казанский. В итоге первая волна девелопмента обеспечила приаэропортовые территории крупными торговыми центрами и автосалонами. Александр Нестеров, генеральный директор "Авиелен А.Г.", называет действия городской администрации "просто безобразными". "Во всем мире земли рядом с аэропортовыми терминалами ценятся очень высоко, а тут они отданы под автосалоны - можно подумать, что люди специально едут в аэропорт, чтобы купить машину", - негодует господин Нестеров. "Основной недостаток деловой зоны "Пулково-3" - отсутствие единой концепции развития территории. И в этом плане будет вполне разумно и цивилизованно, если девелоперы будут действовать согласованно между собой", - согласен с ним Николай Казанский....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Санкт-Петербург». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка