О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Boeing дадут второй шанс

Если Европа не пойдет навстречу пожеланиям России увеличить свою долю в европейском авиакосмическом концерне EADS, роль стратегического партнера в развитии российского авиастроения может быть отдана американской Boeing

Если Европа не пойдет навстречу пожеланиям России увеличить свою долю в европейском авиакосмическом концерне EADS, роль стратегического партнера в развитии российского авиастроения может быть отдана американской Boeing. Таков смысл слов начальника экспертного управления президента Аркадия Дворковича, сказанных вчера в Казани, где проходит экономический форум ЕБРР. В высказываниях Дворковича отражается неудовлетворенность России нынешним уровнем сотрудничества с европейцами и отсутствием положительных результатов на саммите РФ-ЕС в Самаре.

"Аэрофлот" не отказывается от покупки дальнемагистральных самолетов Boeing и от партнерства с американским авиаконцерном, - заявил журналистам Аркадий Дворкович. - Покупка Airbus - это сигнал к партнерству, но это не значит, что мы отказываемся от покупки Boeing". Мнение, высказанное Аркадием Дворковичем, представляется вполне ожидаемым и логичным. На согласие главного российского государственного авиаперевозчика - "Аэрофлота" приобрести за $3 млрд. 22 пока несуществующих самолета А350XWB и перепрофилировать авиакомпанию исключительно на самолеты Airbus западный концерн EADS и его 100-процентная "дочка" Airbus ответили довольно сдержанно. России было предложено 5% в проекте А350, сыром и не слишком масштабном (всего до 400 самолетов начиная с 2010 года) проекте переделки пассажирских самолетов А320 в грузовые. Кроме того, EADS обещала поработать над "изучением российского рынка с точки зрения перспектив сотрудничества в сфере грузовой авиации".

Еще до подписания контракта было очевидно, что Россия с подобными предложениями EADS и Airbus согласиться не захочет. И дело не в том, что российский авиапром по своему потенциалу, уровню развития и техническому оснащению достоин большего, а в том, что у России есть деньги, чтобы оказать небескорыстную помощь тонущему EADS (убытки Airbus от задержек с поставками лайнера А380 оцениваются в $6 млрд. минимум). Россия хотела бы воспользоваться сложившейся в концерне плачевной ситуацией и купить минимум 20% его акций, чтобы получить доступ к западным технологиям, закрепиться в Европе и войти в органы управления одного из главных европейских производителей самолетов.

Не менее очевидно, с другой стороны, и то, что европейцам куда спокойнее привлечь деньги, скажем, ни на что не претендующих арабов (в феврале подконтрольный государству катарский инвестфонд Qatar Investment Authority заявил о готовности купить до 10% акций EADS), чем амбициозных русских, которым на Западе и так не доверяют из-за склонности к "энергетическому шантажу". Так что при наличии спроса на акции EADS со стороны нейтральных покупателей высказывания Аркадия Дворковича рискуют остаться риторикой.

"Если мы заинтересованы в плодотворном сотрудничестве с EADS, то сначала должны быть достигнуты соответствующие договоренности на высшем уровне, и лишь потом можно говорить о покупке пакетов акций, - говорит ведущий аналитик агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. - Вообще, эффективность сотрудничества с Boeing нельзя увязывать с Airbus, нельзя сталкивать их лбами, нельзя все сводить к политике, хлопать дверьми и угрожать: так мы точно ничего не добьемся".

Это в идеале. А в реальной жизни все выходит с точностью до наоборот: решение об отказе "Аэрофлота" от более перспективного Boeing 787 Dreamliner было принято исключительно в ответ на санкции США против АХК "Сухой" и "Рособоронэкспорта", которые в свою очередь были введены в ответ на поставки Россией крупной партии автоматов и вертолетов Венесуэле.

Скорее всего, намеки Дворковича европейские авиаторы проигнорируют. "Я лично не вижу, куда мы денемся, - говорит замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. - Поставки Boeing Dreamliner расписаны уже до 2014 года, тогда же подойдут и первые А350. Кроме того, контракт "Аэрофлота" с EADS уже подписан". Можно, конечно, разорвать контракт, заплатить штрафные санкции и окончательно рассориться с европейцами. Очевидно, однако, что Россия на это не пойдет. "Нам нужно определиться: либо мы хотим шантажировать Европу для достижения невнятных результатов, либо мы хотим выстроить полноценные отношения, - продолжает Олег Пантелеев. - В любом случае громкие заявления и угрозы не будут восприниматься позитивно ни в Европе, ни в США"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка