О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Skyguide нашла работу убитому диспетчеру

Завершилось судебное следствие по делу восьми топ-менеджеров компании Skyguide, халатность которых привела к столкновению Ту-154М "Башкирских авиалиний" и грузового Boeing DHL. Никто из подсудимых своей вины не признал

В культурном центре швейцарского города Бюлах вчера завершилось судебное следствие по делу восьми топ-менеджеров компании Skyguide, халатность которых привела к столкновению Ту-154М "Башкирских авиалиний" и грузового Boeing DHL 1 июля 2002 года и гибели 71 человека. Никто из подсудимых своей вины не признал.

Вчера утром перед началом судебного заседания родственники погибших решили напомнить участникам процесса о трагедии, произошедшей в небе над Боденским озером. У входа в культурный центр Владимир Савчук, Рим Суфиянов и Зульфат Хаматов установили стенд с фотографиями всех 49 погибших в катастрофе детей (они летели на отдых в Испанию) и развернули небольшие транспаранты "Skyguide виноват в смерти наших детей и родителей" и "Смерть наших детей - позор для Швейцарии".

"Мы не жаждем крови, мы хотим только торжества правосудия, чтобы понесли наказание ответственные за гибель наших детей,- заявил Владимир Савчук.- Мы напомним суду, что ценой ошибок Skyguide стала жизнь наших детей, что именно эти ошибки привели к катастрофе пять лет назад". Адвокат потерпевших Урс Заль сообщил, что помимо выступления на процессе в качестве свидетелей группа родственников планирует встречу с представителями компании Skyguide.

Между тем судебное следствие по этому делу уже закончено. Председательствующий на процессе Райнер Холер заслушал семерых обвиняемых (один отказался давать показания без объяснения причин) и независимого австрийского эксперта, расследовавшего причины катастрофы. Ни один из служащих Skyguide не признал себя виновным, и только двое из них сочли необходимым выразить сочувствие жертвам катастрофы, которая, как следует из обвинительного заключения, произошла из-за разгильдяйства и безответственности, царивших в цюрихском центре Skyguide. Отчетливо проявилась и стратегия защиты: все обвиняемые, включая диспетчера, отдыхавшего в момент столкновения, пытаются переложить ответственность на дежурного диспетчера Петера Нильсена, убитого 24 февраля 2004 года Виталием Калоевым, который потерял в катастрофе всю семью.

На основании оглашенных судьей показаний Петера Нильсена и расшифровки записей в суде была восстановлена точная картина катастрофы. 1 июля 2002 года, в 23.12, Петер Нильсен, старший на дежурстве, отпустил напарника, и тот отправился в комнату отдыха, находившуюся примерно в 300 м. Там есть кушетка, и можно прилечь. Для связи в экстренном случае есть пейджер, хотя неясно, можно ли было им воспользоваться, если не работали ни основная, ни обводная телефонные сети - их отключили на время ремонта, так же как и главный радар.

Сразу после этого в радиоконтакт с диспетчером Нильсеном вступил экипаж Airbusа, с большим опозданием подлетавший к аэропорту Фридрихсхафен на юге Германии. Инструкции Skyguide предписывают, что вывод самолетов на посадку является приоритетной обязанностью дежурного диспетчера. Приняв его сигнал, господин Нильсен попытался связаться с контрольной вышкой Фридрихсхафена, а когда из этого ничего не вышло, был вынужден отвести один экран компьютера на управление подлетом, для чего необходимы более узкий сектор и больший масштаб. Остальное воздушное движение фиксировалось на другом экране и в другом масштабе, что "создавало немало путаницы в оценке расстояния между самолетами".

В это время резко возросла интенсивность воздушного движения. В течение четверти часа Петер Нильсен должен был отслеживать 15 самолетов, находившихся в зоне его ответственности. Запись свидетельствует, что он провел 118 переговоров по радио с их экипажами. Одновременно, мечась между двумя экранами, диспетчер трижды пытается дозвониться в Фридрихсхафен по обводной системе, не зная, что она не работает. На вопрос следователя, почему он не вызвал отдыхавшего напарника, господин Нильсен ответил: "Мне было не до того".

Диспетчер Нильсен утверждал, что "отфильтровал в уме" остальные самолеты, полагаясь на автоматическую систему тревоги в случае опасного сближения бортов и не зная, что и она была отключена. В 23.34 диспетчер заметил опасное сближение Ту-154 и Boeing и приказал экипажу российского самолета снизиться до 35 тыс. футов. Пилот отреагировал не сразу: TCAS, прибор предупреждения столкновений, установленный на борту, рекомендовал ему набирать высоту. В 23 часа 35 минут 03 секунды диспетчер Нильсен повторил команду и сообщил, что пересекающим курсом движется другой самолет, однако указал направление неправильно.

"Я полагал, что сделал все необходимое, чтобы избежать столкновения",- утверждал господин Нильсен. Но так как он сразу после начала снижения Ту-154 отошел к другому экрану, то не видел сообщения пилота Boeing, что его самолет тоже идет вниз, следуя рекомендации своего TCAS. В 23 часа 35 минут 52 секунды, пока диспетчер следил за Airbus, Ту-154 и Boeing столкнулись на высоте 34 890 футов над Боденским озером.

Прокурор Бернхард Хехт обвиняет сотрудников Skyguide в том, что именно их халатность стала причиной просчета диспетчера. Обвиняемые, напротив, делают упор на "непрофессиональную работу" диспетчера Нильсена. Оперативный директор Мартин Брюллизауэр сообщил суду, что 5 мая 2001 года господин Нильсен уже допустил опасное сближение, едва не приведшее к столкновению, и он, как непосредственный начальник диспетчера, провел с ним "серьезную беседу". По словам господина Брюллизауэра, в данном случае диспетчеру следовало перевести Airbus на подлете к Фридрихсхафену в режим ожидания, а самому заняться разводкой самолетов, оказавшихся в опасной близости.

В ходе допросов выяснилось, что в цюрихском центре при попустительстве руководства и раньше вместо двух диспетчеров в ночную смену дежурил только один. В оправдание этой практики директор цюрихского центра Skyguide Мартин Люти сказал, что в роковую ночь "это был выбор старшего дежурного диспетчера Нильсена - отпускать коллегу на отдых или нет".

На ключевой вопрос судьи, почему диспетчеры не были оповещены о ремонтных работах и трудностях, которые ожидали их в связи с этим, подсудимые ответили, что "они должны были все это знать из информационного сообщения, висевшего в комнате, где проводились летучки". Правда, второй диспетчер, дежуривший в роковую ночь, Томас Крайцер сказал: "Мы действительно заглядывали в эту комнату, но там на стене висело множество бумаг, и мы просматривали их бегло"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка