Коммерсантъ
25 мая 2007, 12:35
Государство расставило аэропорты по ранжиру
Минтранс и Росавиация разработали Концепцию развития аэродромной (аэропортовой) сети гражданской авиации РФ до 2020 г. Документ определил опорную сеть из 121 аэропорта и потребность в инвестициях в отрасль до 2015 г. в 820 млрд. руб.
В распоряжении Ъ оказался проект Концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети гражданской авиации РФ на период до 2020 года. Летом документ, разработанный Минтрансом и подведомственной ему Росавиацией, должно рассмотреть правительство. После его утверждения Минтранс может инициировать вопрос о создании государственной аэропортовой управляющей компании. Как пояснил Ъ глава Росавиации Евгений Бачурин, авторы концепции постарались сделать ее более широкой по содержанию и включить вопросы, связанные не только с аэропортами, но и с авиакомпаниями. В частности, документ включает три крупных блока, посвященных классификации аэродромов и формированию опорной аэродромной сети, инвестиционным потребностям и показателям, которых планируется достичь при исполнении концепции.
Из концепции следует, что опорная сеть аэродромов (их перечень прежде всего и должно утвердить правительство) будет включать в себя 121 аэродром. Всего их в России 351 (в начале 90-х было 1302, основной объем сокращения пришелся на грунтовые взлетно-посадочные полосы - 87% закрытых аэродромов). Вошедший в перечень 121 аэропорт - это минимум, необходимый РФ для сохранения неразрывности транспортной сети, военной и экономической безопасности, говорится в концепции. Они не могут быть закрыты никогда - независимо от имущественной и иной принадлежности.
В список вошли (подробнее см. справку) 12 международных узловых аэропортов, 22 внутрироссийских узловых, 15 необходимых для связности сети, 8 по критериям социальной значимости (в городах-миллионниках, курортах и центрах федеральных округов) и 64 аэропорта из перечня запасных аэродромов. Первый список, как следует из документа, формировался исходя из пассажирооборота каждого аэропорта (не менее 1% от суммарного пассажирооборота всех аэропортов России) и пассажирооборота на регулярных международных воздушных линиях (не менее 80 тыс. человек в год).
Эти критерии не вызвали вопросов у опрошенных Ъ отраслевых экспертов, более того, их взгляды совпали с позицией разработчиков концепции. Первая дюжина аэропортов позиционируется чиновниками как потенциальные хабы (крупные транзитные узлы), на которые придется не менее 20% трансферных пассажиров в общем потоке. В каждом из них предполагается наличие базовой авиакомпании. "Это очень важный момент, - говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. - До сих пор чиновники вели разговоры о создании хабов без учета авиакомпаний, хотя это невозможно. Теперь впервые продекларировано, что в России должно быть около десятка крупных перевозчиков".
Второй список состоит из узловых внутрироссийских аэропортов, и критерии его формирования (пассажирооборот не менее 20 тыс. человек в год, возможность авиаперелета в международный узловой аэропорт и связи с четырьмя другими аэропортами федерального округа) эксперты оценивают уже не так однозначно. "Это выглядит скорее как попытка найти критерии", - говорит господин Рыбак. В частности, ранжирование по объемам перевозок в этом списке "лишено смысла", поскольку не отражает реальной ситуации в аэропорту и его перспектив. "Критерии должны быть связаны с перспективами экономического и демографического роста и развития в регионе других видов транспорта, - поясняет эксперт. - Может, где-то проще железнодорожный вокзал отремонтировать. Например, ни в Кельне, ни в Бонне нет своего аэропорта, он расположен строго между двумя немецкими городами, зато здесь налажено качественное железнодорожное сообщение". "Эта методика не должна навечно забивать конкретные аэропорты в какую-то нишу, - согласен глава аналитической службы "АвиаПорт" Олег Пантелеев. - Несмотря на такое ранжирование, реальные перспективы каждого из аэропортов будут определяться инвестициями и интересами частных компаний к ним".
По подсчетам разработчиков концепции, общая потребность российских аэропортов (износ их имущества и оборудования оценивается в 70-80%) в финансировании в ценах 2007 года составляет 1,1 трлн. руб. При этом в 2005 и 2006 годах, считающихся хорошими с точки зрения финансирования, на реконструкцию аэропортов из госбюджета РФ было выделено 10,7 млрд. и 19,3 млрд. руб. соответственно. В результате чиновники Минтранса и Росавиации предлагают реализовать некий средний (в концепции он называется базовым) сценарий развития аэродромной сети, предполагающий инвестиции до 2015 года в 870 млрд. руб. Почти 64% из них (555,3 млрд. руб.) должно быть выделено из федерального бюджета, треть - из региональных, 3,7% - в рамках частно-государственного партнерства. Для сравнения: инвестпрограмма РАО "ЕЭС России" до 2010 года оценивается более чем в 3 трлн. руб., а потребности ОАО "Российские железные дороги" на развитие железнодорожной инфраструктуры до 2030 года - примерно в 10 трлн. руб.
Реализация концепции и мер по поддержке перевозочного бизнеса, рассчитывают авторы документа, позволит увеличить авиаподвижность населения России как минимум в 2,6 раза - до коэффициента 0,62. Сейчас он равен 0,23, тогда как в Германии - 0,9, Франции - 1, Великобритании - 1,6, США - 2,5. В абсолютных числах речь идет о количестве отправок в аэропортах в 86 млн. пассажиров (сейчас 34 млн.).
"Амбициозный замах, - констатирует Борис Рыбак. - Активная реализация программы и такое финансирование позволили бы РФ получить едва ли не самую эффективную аэропортовую сеть в мире". Но, по его словам, одних инвестиций в аэропорты без комплекса мер по поддержке перевозчиков для достижения такого пассажиропотока недостаточно. "Предлагаемое чиновниками ранжирование аэропортов будет означать для них и степень приоритетности финансирования, определенная логика в этом есть", - считает Олег Пантелеев. Но эксперт опасается, что в результате может возникнуть противоречие между тем, что разумно профинансировать с точки зрения концепции, и тем, что нужно инвестировать в поддержание инфраструктуры уже сейчас. По мнению господина Пантелеева, одна из задача государства - обеспечение безопасности, в РФ же есть ряд аэропортов, "из которых летать опасно", а инфраструктура не предназначена для приема и обслуживания современных самолетов.
Какие аэропорты станут опорными в России
В перечень из 12 международных узловых аэропортов вошли "Домодедово", "Шереметьево", "Внуково" (все три - в Москве), "Пулково" (Петербург), "Кольцово" (Екатеринбург), "Толмачево" (Новосибирск), "Курумоч" (Самара), "Пашковский" (Краснодар), "Емельяново" (Красноярск), "Иркутск", "Хабаровск", "Кневичи" (Владивосток). К числу внутрироссийских узловых отнесены аэропорты Архангельска, Мурманска, Нарьян-Мара, Сыктывкара, Казани, Нового Уренгоя, Сургута, Тюмени, Абакана, Кызыла, Норильска, Томска, Туры, Туруханска, Улан-Удэ, Читы, Якутска, Магадана, Мирного, Анадыря, Петропавловска-Камчатского и Южно-Сахалинска. Необходимыми для связности сети названы аэропорты Калининграда, Салехарда, Хатанги, Тикси, Чокурдаха, Певека, Охотска, Махачкалы, Волгограда, Омска, Тынды, Благовещенска, Жиганска, Усть-Неры и Тиличиков. Социально значимыми признаны аэропорты Нижнего Новгорода, Уфы, Перми, Челябинска, Сочи, Анапы, Минеральных Вод и Ростова-на-Дону.
Кто будет управлять российскими аэропортами
Один из разделов Концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети гражданской авиации РФ на период до 2020 года посвящен консолидации управленческих ресурсов. В нем фактически предлагается создать два института управления - единый балансодержатель федерального имущества объектов аэродромной инфраструктуры (речь идет о не подлежащих приватизации взлетно-посадочных полосах, рулежных дорожках, стоянках самолетов, сейчас такие функции частично выполняет ФГУП "Администрация гражданских аэропортов") и российскую управляющую аэропортовую компанию, которая взяла бы на себя функции управления госпакетами аэропортов. Напомним, подобная инициатива исходит от менеджмента ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" (МАШ). Непосредственно МАШ в материалах концепции не упоминается, однако раздел "Основные функции и ожидаемые эффекты от создания управляющей компании" совпадают с предложениями аэропорта....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции