О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" вспомнил о Югославии

"Аэрофлот" сделал предложение о приобретении сербской авиакомпании JAT

"Аэрофлот" сделал предложение о приобретении сербской авиакомпании JAT, заявил в прошлую пятницу министр капитальных инвестиций Сербии Велимир Илич. Источники в российской авиакомпании подтвердили "Времени новостей", что у нее "есть интерес к этому региону". Однако официально "Аэрофлот" пока отказывается комментировать возможную покупку JAT.

Г-н Илич в интервью, опубликованном в прошлую пятницу белградской газетой Vecernje Novosti, сообщил: "Они ("Аэрофлот". - Ред.) предложили сохранить все рабочие места, заплатить долги и купить новые самолеты, чтобы сделать JAT одной из ведущих авиакомпаний на юго-востоке Европы". Сейчас JAT находится в собственности Республики Сербия, но правительство страны еще в прошлом году объявило о намерении приватизировать компанию. Г-н Илич подчеркнул, что правительство еще не решило, продать ли JAT целиком или только частично.

Источник в "Аэрофлоте" вчера заявил газете "Время новостей": "У нас есть интерес к этому региону, однако говорить что-то конкретное по поводу JAT преждевременно". Такая осторожность вполне оправдана. JAT - это компания со сложным прошлым и неоднозначными перспективами. Она сильно пострадала от войн на Балканах, особенно в 1992-1994 годах, когда из-за международных санкций была закрыта зарубежная сеть ее маршрутов. Примерно тогда же она в последний раз приобретала новые самолеты. Кстати, само название JAT - сокращение от Jugoslovenski Aerotransport - стало бессмысленным из-за исчезновения соответствующей страны, но пока сохраняется по традиции.

Сейчас парк JAT состоит исключительно из среднемагистральных (десять Boeing-737) и региональных (четыре ATR 72-202) самолетов 20-летнего возраста. На них компания выполняет в текущем летнем сезоне по 212 полетов в неделю в 38 пунктов назначения. Почти все эти рейсы - международные: на Балканы, в другие части Европы и на Ближний Восток. Внутри Сербии компания обслуживает только один маршрут Белград - Ниш. В прошлом году JAT пыталась возобновить трансатлантические рейсы в Нью-Йорк, однако не получила на это разрешения от американских властей.

Сербское правительство объявило, что основной причиной, толкающей его на приватизацию JAT, стало то, что ни в государственной казне, ни у самой авиакомпании нет денег на покупку новых самолетов. Более того, JAT обременена долгами. По данным белградского еженедельника Ekonomist, компания признавала за собой долги на 200 млн. евро и еще оспаривала претензии кредиторов на 320 млн. евро. Объявленная чистая прибыль JAT за прошлый год составила 5 млн. долл. Вот что в прошлом году писал Ekonomist о состоянии JAT и перспективах ее приватизации: "Главным вопросом остается: хочет ли кто-нибудь действительно купить JAT? Менеджмент компании прав, когда говорит, что ни один из авиаперевозчиков с мировой репутацией не заинтересован в покупке JAT, поскольку для этого нет ни единой причины. Флот JAT - самый старый в Европе. Это опасно старый флот с чрезвычайно высокой стоимостью обслуживания. Естественно, что компания с таким плохим флотом теряет (сербский. - Ред.) рынок. Рыночная доля JAT уменьшилась с 52-62% в 2002 году до 45% в 2006 году".

"Аэрофлот" же на данный момент уже вовлечен в два затратных проекта: увеличение собственного парка самолетов и приобретение 39,9% акций авиакомпании Alitalia через тендер, объявленный итальянским правительством. Причем в итальянской компании, как считают эксперты, "Аэрофлот" привлекает, в частности, ее обширный и современный самолетный парк, который легко может быть интегрирован с его собственным (основным самолетом для обеих компаний служат разные модификации семейства Airbus-320).

В случае с JAT такого стимула нет. Возможно, через JAT "Аэрофлот" рассчитывает получить доступ к "открытому небу" в Европе. Присоединение самой России к этой зоне в обозримом будущем не ожидается, а Сербия может войти в нее уже в ближайшие годы. На сербских форумах в Интернете вчера прозвучала еще одна версия: якобы сделка по JAT - это часть сербской кампании по предотвращению независимости Косово. За помощь России в этом вопросе, предполагают анонимные политологи, JAT отдадут "Аэрофлоту" совсем дешево....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка