Столетие
28 мая 2007, 17:40
В "русскую утку" иностранцы не верили
Это событие стало важной вехой в истории авиации. 26 мая 1913 года в Петербурге в воздух впервые поднялся экспериментальный четырехмоторный аэроплан "Русский витязь"
Но пессимисты были посрамлены - "Русский витязь" (у этой машины было еще одно название - "Гранд") поднялся в воздух, набрал высоту и, сделав несколько кругов над аэродромом, мягко приземлился неподалеку от своего ангара, вызвав шквал аплодисментов со стороны собравшихся зрителей.
Конструктор, принимавший поздравления после посадки его самолета - Игорь Иванович Сикорский - родился в 1889 году и вырос в Киеве, где его отец был профессором психологии университета Святого Владимира.
Молодой Сикорский получил среднее образование в одной из классических гимназий Киева и позднее был принят в Морской кадетский корпус. После его окончания он поступил в Киевский политехнический институт, откуда перевелся в Санкт-Петербургский политехнический институт.
Авиацией он "заболел" еще в Киеве. В Петербурге студент задался целью создать летающую машину еще в 1908 году, когда он впервые попытался построить вертолет - геликоптер.
Работа над этим вертолетом представляет собой исторический интерес как основа для последующей работы Сикорского с вертолетами. К 1910 году он построил свой второй вертолет, который имел два пропеллера, вращавшихся в противоположных направлениях.
Затем Сикорский спроектировал и построил "Русского витязя" на авиационной фабрике, принадлежащей Русско-Балтийскому вагоностроительному заводу. После своего первого полета молодой пилот-конструктор начал летать на "Гранде" над Санкт-Петербургом и его пригородами почти каждый день…
Через 2,5 месяца самолет установил мировой рекорд, продержавшись в воздухе 1 час 54 минуты с семью пассажирами на борту. Председатель Русско-Балтийского вагоностроительного завода Михаил Владимирович Шидловский был столь уверен в безопасности "Русского витязя", что совершил полет на самолете Игоря Сикорского со всей своей семьей.
Иностранцы долго не хотели верить в успешные полеты русского колосса и именовали его "русской уткой". Но в конце-концов пришлось признать очевидное…
Летом 1913 император Николай II выразил свое желание увидеть "Русского витязя" и его создателя. Сикорский прилетел на своем воздушном судне в Царское Село и приземлился на военном аэродроме рядом со штаб-квартирой Императора. Государь внимательно осмотрел воздушное судно, дружески побеседовал с Сикорским и вручил ему на память часы.
Сикорский приступил к созданию своего второго воздушного судна, большего по размерам, которое он назвал "Илья Муромец". "Илья Муромец" также был оснащен 100-сильными двигателями "Аргус". Размеры этого нового варианта были такими: он весил почти 5000 кг, имел крылья размахом в 31 метр и с общей площадью 150 кв. метров.
Но мировую славу русские многомоторные воздушные машины завоевали в годы Первой мировой войны. К счастью для России и ее союзников, немцы неправильно определили приоритеты грядущих воздушных сражений.
В германской армии был сформулирован такой постулат: "Аппараты Райта (т.е. аэропланы - А. Т.) всегда будут значительно менее эффективными в военном деле, чем дирижабли". Но все получилось с точностью до наоборот.
Сикорский позже писал: "Первое время воевавшие государства пользовались аэропланами и управляемыми аэростатами (дирижаблями - А. Т.). Однако вскоре от этих последних пришлось отказаться. В самом деле, управляемый аэростат с его огромной оболочкой, наполненной горючим газом, и сравнительно медленными и плавными движениями представлял из себя огромную, хорошо видимую цель, в которую легко было попасть из пушки. Этому помогало еще и то, что управляемые аэростаты не могли подниматься на большую высоту и обычно летали в то время на 1-2 версты над землей. Этого было совершенно достаточно для мирных полетов, но для военных требовалась большая высота. Все это выяснилось в течение первых месяцев войны, и все государства, кроме Германии, перестали пользоваться аэростатами и применяли только аэропланы. Несколько позже и немцы были вынуждены отказаться от своих Цеппелинов, так как их слишком часто сбивали огнем из пушек… Гораздо более серьезной была боевая работа аэропланов, которые оказались действительно важным и очень сильным оружием".
А "Илья Муромец" оказался самым мощным воздушным оружием России. Задуманный как транспортный, самолет был переоснащен: теперь он мог нести до 780 кг бомб, 8 пулеметов "Максим" и экипаж до 10 человек. Немецким истребителям сильно доставалось от суммированного огня пулеметов "Муромца"…
Революцию Сикорский не принял и эмигрировал в США. Здесь он помимо конструирования самолетов сумел реализовать свое увлечение молодости и создать вертолет, успевший принять участие во Второй мировой войне.
А в Советской России, по какому-то странному совпадению, ровно через 11 лет после взлета "Русского витязя", 26 мая 1924 года, поднялся в небо другой первый советский металлический самолет - АНТ-2, конструктора Андрея Николаевича Туполева. Туполев словно принял у Сикорского эстафету по созданию самых мощных самолетов в мире…...
Авторские права на данный материал принадлежат «Столетие». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2025
В январе 2026 г. открывается новое направление из а/п Чебоксары им. А.Г. Николаева
Декабрь 25, 2025
Около 10% мигрантов за год не пустили в РФ после сдачи биометрии в столичных аэропортах
Декабрь 25, 2025
"Так и не связались". Пассажиры улетели из Внуково без багажа - информации о нем нет третий день
Декабрь 25, 2025
Ту-95МС выполнили полет над Баренцевым и Норвежским морями