Новые Известия
29 мая 2007, 18:13
Gripen уходит в небо
Правительство Швеции приняло решение затратить 500 млн. евро на модернизацию устаревших моделей многоцелевого истребителя JAS 39 Gripen, а также на разработку его новой версии
Небольшая Швеция затратила на разработку и производство "суперсамолета XXI века", как называли Gripen, более 14 млрд. евро, но ни отечественные ВВС, ни вооруженные силы других стран не польстились на эти машины. В результате шведские власти, объявив о новом денежном вливании в некогда престижный проект, были вынуждены добавить, что 70 новеньких истребителей, цена каждого из которых составляет 30 млн. евро, судя по всему, придется уничтожить.
Что же заставило Швецию упорно зарывать огромные средства в песок на протяжении длительного периода времени? Журнал "Фокус", анализируя причины неоправданных трат, считает, что были неправильно оценены военные угрозы стране, а кроме того, не была принята в расчет роль НАТО в проталкивании продукции ВПК стран - членов альянса. Стоит напомнить, что именно из-за "советской угрозы" в 1982 году парламент и принял решение о финансировании работ по созданию Gripen. Маховик затрат раскрутился, в 1990 году прошли испытания опытного образца истребителя, а в 1991 году рухнул Советский Союз.
"Уже осенью 1993 года мы получили доклад военной разведки, в котором говорилось, что Россия не представляет военной угрозы для Швеции. Следовательно, необходимость иметь мощные ВВС отпала", - признается бывший главком вооруженных сил Швеции Бенгт Густафссон, оставивший свой пост в 1994 году.
Но давление военно-промышленного лобби, поддержанного профсоюзами, было так сильно, что парламент дал "зеленый свет" продолжению проекта. На этот раз главными аргументами в пользу JAS были его экспортные возможности и стремление дать толчок развитию новых технологий в Швеции. Однако надежды на компенсацию расходов за счет продажи JAS за рубеж лопнули. СААБ надеялся сбыть минимум 200 машин, но на сегодняшний день есть лишь один заказ - на покупку 24 штук от ЮАР. Чехия и Венгрия взяли по 14 единиц в лизинг. Другие потенциальные покупатели - Бразилия, Чили, Индия, Польша, Норвегия, Финляндия, Австрия, проявившие интерес к шведским самолетам, в итоге, уступив давлению США, купили машины, произведенные в странах НАТО.
Хотя Швеция все еще надеется продать свой невостребованный товар на мировом рынке вооружений, единственным реальным заказчиком остаются национальные ВВС. Пока развернуть их до масштабов периода холодной войны не позволяло отсутствие угрозы с Востока. Толчок массовым поставкам "Гриппенов" в шведские ВВС мог бы дать лишь вставший на дыбы "русский медведь". Именно понимание этого обстоятельства заставило командование вооруженных сил впервые со времен распада СССР заявить о возможности нападения со стороны России. Представляя политикам три сценария угроз безопасности Швеции, вооруженные силы поставили под номером два вторжение зарубежного государства в течение одного года.
Эта "страшилка" была высмеяна в парламенте, но тенденция действий военно-промышленного лобби уже наметилась: для спасения проекта JAS Москва снова должна стать врагом Швеции. Не случайно "русский сценарий" был обнародован накануне принятия правительством программы развития скандального истребителя....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2025
В январе 2026 г. открывается новое направление из а/п Чебоксары им. А.Г. Николаева
Декабрь 25, 2025
Кировская область инвестирует в безопасность зимних перелетов
Декабрь 25, 2025
Калининградская область будет субсидировать перелеты в Апатиты
Декабрь 25, 2025
Пассажирам в Международном аэропорту Владивосток доступны товары в магазине одного из ведущих мировых тревел-ритейлов